Цель: реализация прав детей на защиту от всех форм жестокого
обращения и невнимания, ликвидация всех форм насилия в отношении детей,
предупреждение социального сиротства.
Ход классного часа.
Дамира: Как хорошо, что есть права! Закон нас строго защищает. И в нем
важны нам все права, Они великой силой обладают
Маншук: Чтоб нас никто не мог побить, Украсть, унизить и обидеть.
Абдулазиз:Не отнимешь у ребенка Права вечного на отдых. Есть в Конвенции об
этом Специальная статья.
Алина: Папа, мама, ты и я — Называемся «семья». И для нас Семейный Кодекс
Выпускается, друзья!
Выступлениями наших детей хочу представить наши группы, которые каждые
будут отстаивать свою точку зрения о насилии и ее предотвращении.
3 группы, отстаивающие свою точку зрения:
1 задание: Поскольку ребенок
воспитывается в семье, сразу вопрос:
«Что такое семья?». (Группы дают определения)
«В чем проявляется ценность семьи?».
«В чем уникальность детства в жизни человека?» (даются ответы на вопросы на
слайдах)
«Семья — группа живущих вместе родственников; объединение людей, сплоченных
общими интересами. Ценность семьи как важнейшего института воспитания и
социализации детей никогда не вызывала сомнений. То, что несет в себе семья,
невозможно заменить ничем. Истинные духовные ценности человека, возможно,
сохранить только в семье, а передать их, только через детей. Детство —
уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и
осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого
ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых – родителей и
педагогов.
Просмотр видеоролика о насилии.
Инсценирование стихотворения «ТОВАРИЩИ ВЗРОСЛЫЕ!»
Саша: Товарищи взрослые! Вы в ответе За все, что сделали ваши дети. Дело
было вечером. Делать было нечего.
Лада: — А у нас в квартире газ.
Юля: А у вас?
Саша:— А у нас водопровод. Вот!
Алина:— А у нас сегодня папа Пришел домой навеселе. Кошку выбросил в
окошко, Вместо кошки стало две.
Аружан: — А мой папа, между прочим, Не ночует дома ночью.
Вероника: — А мой папа—бегемот. Его
мама так зовет. — Бегемотом удивил, Да я у папы — крокодил. Брат — осел,
сестра—свинья. Зоопарк, а не семья.
Дана: — А у нас соседка Нюра—дура, У нее извилин мало. Это мама так
сказала.
Алина: — А у нас сосед соседа Бил вчера велосипедом.
Саша: — Велосипедом - ерунда, Вот мотоциклом — это, Да!
Маншук: — Ах, ты драться? Получи! Где тут были кирпичи? Петя Вову колотил.
Вова Петю укусил. Два забора поломали, Две рубахи изодрали, Час каталися в
пыли, А потом домой пошли.
Саша: Папа с мамой от ужаса белые: «Что с ребенком улица сделала». А ведь
улица- дело пятое, Ведь не улица виноватая! - Товарищи взрослые! Вы в ответе За
все, что делают ваши дети Заида2:дети одинаковы, точнее, равны. Они равны и
одинаковы - перед добрым и худым. Дети поначалу походят на промокашки:
впитывают в себя все, что грамотно или безобразно написано родителями.
Учитель: Несмотря на значительные общественные и правовые изменения,
насилие в отношении детей - ведущая причина детского травматизма и детской
смертности во многих странах мира и одна из важнейших мировых проблем. Дети
подвергаются насилию, как в семье, так и за ее пределами. В Казахстане насилие
в семье приводит к тому, что ежегодно на 100 тысяч увеличивается количество
социальных сирот и растет армия беспризорных и безнадзорных детей.
Жертвами насилия чаще всего становятся самые незащищенные члены семьи (женщина,
ребенок, престарелые члены семьи, инвалиды). В 70% случаев пострадавшими от
насилия в семье являются женщины и дети. 2. задание: Группы характеризуют
понятие «насилие?»
- Что же такое насилие? (ответ на слайде) (показ видеролика о понятии насилие)
Насилие - это принуждение, неволя, действие стеснительное, обидное, незаконное,
своевольное. - Какие виды насилия вы знаете? (ответы групп)
Виды насилия: 1. Пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость,
запущенность) - это отсутствие со стороны родителей элементарной о нем заботы,
в результате чего нарушается его
эмоциональное состояние и появляется угроза здоровью и развитию ребенка.
2. Психическое / эмоциональное / - это умышленное унижение чести и
достоинства одного члена семьи другим или подростками, моральные угрозы,
оскорбления, шантаж и т.п.
3. Экономическое - это
попытки лишения одним взрослым членом семьи другого возможности распоряжаться
семейным бюджетом, иметь средства и право распоряжаться ими по своему
усмотрению, экономическое давление на несовершеннолетних и т.п.
4. Сексуальное - это
посягательство какого-то члена семьи, а также подростков на половую
неприкосновенность другого, в частности сексуального характера по отношению к
несовершеннолетним членам семьи. Это вовлечение ребенка с его согласия и без
него в сексуальные действия со взрослыми. Согласие ребенка на сексуальный
контакт не дает основания считать его ненасильственным, поскольку ребенок не
обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя
последствия. Иногда сексуальное насилие рассматривают как разновидность
физического насилия. Что такое инцест? Инцест - сексуальные отношения между
кровными родственниками.
5. Физическое - это умышленное
нанесение вреда здоровью, причинение физической боли, лишение свободы, жилья,
пищи, одежды и других нормальных условий жизни, а также уклонение родителей
несовершеннолетних детей от заботы об уходе, здоровье, безопасности. - Что
является целью насилия? (ответы групп) Целью насилия, как правило, является
завоевание тех или иных прав и привилегий, а также господства и контроля над
человеком путем оскорбления, запугивания, шантажа и др. Внешние причины
насилия: Причины возникновения насилия, лежащие в самой семье: материальные
трудности; наличие в семье безработного; нерешенная жилищная проблема;
алкоголизм и пьянство среди членов семьи; наличие наркоманов в семье; неполная
семья; отчим или мачеха в семье; ребенок-инвалид или с проблемами со здоровьем;
нежеланный ребенок; трудный ребенок; снятие многих моральных запретов; семейные
конфликты; самоутверждение за счет слабых; культ жестокости, пропагандируемый в
обществе. Учитель поясняет: Под домашним или семейным насилием понимают
определенную систему поведения одного члена семьи по отношению к другому
(другим), имеющую целью сохранение власти, контроля и внушение страха. Насилие
в семье - это вид отношений между близкими людьми, когда один притесняет
другого или причиняет ему какой-либо ущерб. Существует еще другое определение:
под семейным насилием понимают систематические агрессивные и враждебные
действия в отношении членов семьи, в результате чего объекту насилия могут быть
причинены вред, травма, унижение или иногда смерть. Насилие совершается и в
подростковой среде. (просмотр видеоролика о подростковом насилии)
Последствия семейного насилия для ребенка Почему порка, затрещины, даже такие,
на первый взгляд, невинные удары, как шлепок по руке, опасны для ребенка и
представляют угрозу для общества? Они преподают ребенку урок насилия. Они
нарушают безусловную уверенность, в которой нуждается каждый ребенок, что он
любим. Они рождают в ребенке тревогу: ожидание следующего удара. В них
содержится ложь: притворяясь, будто решают педагогические задачи, родители,
таким образом, срывают на ребенке свой гнев. Взрослый бьет ребенка только
потому, что его самого били в детстве. Они вызывают гнев и желание отомстить,
желание это остается вытесненным и проявляется много позже. Они учат принимать
на веру противоречивые доказательства: "Я бью тебя для твоего собственного
блага". Мозг ребенка хранит эту информацию. Они разрушают восприимчивость
к собственному состраданию и сострадание к другим, ограничивая, таким образом,
способность ребенка познавать себя и мир. Вопрос группам:
- Какой урок, и с какими последствиями сможет вынести ребенок из порки и битья?
(на слайде) Ребенок узнает: что он не заслуживает уважения; что хорошему можно
научиться посредством наказания (на самом деле это неверно, наказание обычно
учит ребенка желанию наказывать других); что страдание не нужно принимать
близко к сердцу, его следует игнорировать; что насилие - это проявление любви;
что отрицание чувств - нормальное здоровое явление; что от взрослых нет защиты.
Вопрос группам:
Как Вы думаете, а в школе существует насилие? Как оно может проявляться? (на
слайде) Школьное насилие – это вид насилия, при котором имеет место применение
силы между детьми или учителями по отношению к ученикам или – что в нашей
культуре встречается крайне редко – учениками по отношению к учителю.
Достаточно упомянуть такие распространенные в школах явления, как
индивидуальная, групповая агрессия, жестокое обращение с одноклассниками,
случаи шантажа, вымогательства, угрозы применения физического насилия и т.д.,
поведенческие реакции на которые учащегося - жертвы лежат в широком диапазоне,
от ответной жестокости до суицидальных попыток. Чувство покинутости и обиды,
ощущение беспомощности заставляют идти детей на крайние меры. Они пытаются
доказать свою правоту, действуют в знак протеста. Школьное насилие
подразделяется на эмоциональное и физическое. -эмоциональное насилие вызывает у
жертвы эмоциональное напряжение, унижает его и снижает его самооценку. Виды
эмоционального насилия: -насмешки, присвоение кличек, бесконечные замечания,
необъективные оценки, высмеивание, унижение в присутствии других детей и пр.;
-отторжение, изоляция, отказ от общения с жертвой (с ребенком отказываются играть,
заниматься, не хотят с ним сидеть за одной партой, не приглашают на дни
рождения и т. д.). К физическому насилию относятся избиение, нанесение удара,
шлепки, подзатыльники, порча и отнятие вещей и др. Обычно физическое и
эмоциональное насилие сопутствуют друг другу. Насмешки и издевательства могут
продолжаться длительное время, вызывая у жертвы травмирующие переживания.
Жертвой может стать любой ребенок, но обычно для этого выбирают того, кто
слабее или как-то отличается от других.
Учитель говорит результаты анкетирования: В школе тоже проходило анкетирование
среди учащихся.
1. Что значит, по твоему мнению, подвергаться насилию?___.
2. Считаешь ли ты вполне возможным проявление насилия к человеку в наше
время?____.
3. Какие виды насилия, по твоему мнению, существуют в реальном мире? __ .
4. Сталкивался ли ты с проявлением насилия по отношению к себе? _____.
5. Считаешь ли ты возможным проявление насилия по отношению к себе? __.
6. Можно ли предупредить насилие по отношению к себе?_____.
7. Что для этого нужно предпринять? ___.
8. Говорят ли с тобой родители на эту тему? ___ .
9. На какие моменты они обращают внимание при разговоре с тобой на эту
тему?____.
10. Как ты думаешь, где ты можешь столкнуться с проявлением насилия по
отношению к себе?____.
Учитель подводит итоги: Процесс
социализации в условиях современного образования учащихся, трудности, связанные
с самоутверждением молодого человека в коллективе сверстников, семье, - все это
часто ведет к возникновению субъективно сложных, проблемных и кризисных
ситуаций в жизни ребенка и подростка.