Задачи:
раскрыть значение понятий «насилие», «жестокость»,воспитывать
отрицательное отношение к проявлениям жестокости и насилия среди сверстников ,
умение противостоять им, развивать способность понимать и умение прощать
другого человека , воспитывать нравственные качества и ценности.
Ход
классного часа
1 Жизнь - сложная штука, где хитро перемешаны
добро и зло, честь и предательство, гуманность и жестокость, насилие и любовь.
Сегодня мы постараемся наметить ориентиры, которые помогут вам разграничивать
данные понятия и выбрать правильную дорогу в жизни.
- Послушайте стихотворение и ответьте на
вопросы.
Он шел по улице и тихо плакал...
Он шел по улице и тихо плакал.
Облезлый, одноухий, и с больною лапой.
Повисший хвост, несчастные глаза,
А в них жемчужинкой дрожит слеза.
Его никто вокруг не замечал,
А если и заметил, то ворчал,
А мог еще и палкой замахнуться.
Он убегал, когда мог увернуться.
Он с грустью думал:”Я такой урод.
Ну кто такого жить к себе возьмет».
Так шел он, шел по краешку дороги.
И вдруг перед собой увидел ноги.
Огромные такие две ноги,
Обутые в большие сапоги.
В смертельном страхе он закрыл глаза
А человек нагнулся и сказал:
«Красавец-то, какой!
А ухо! Взгляд! Пойдешь со мной?
Я буду очень рад.
Принцессу и дворец не обещаю,
А молочком с сосиской угощаю».
Нагнулся, протянул к нему ладошку.
Он первый раз держал в ладошках кошку.
Взглянул на небо, думал, дождь закапал.
А это кот в руках от счастья плакал.
- Каких людей в этом стихотворении
можно назвать жестокими? В чем проявляется жестокость?
(ответы детей)
- Сострадание к животным, так тесно связано
c добротой характера, что можно c уверенностью утверждать, что не может быть
добрым тот, кто жесток c животными. Всякий жестокий человек есть человек
слабый, бессильный и больной. Сильный человек ecть человек дарящий, помогающий,
освобождающий, любящий… (Н. Бердяев)
- Если человек безжалостно истребляет
животных, ломает ветви деревьев, стреляет птиц, как можно охарактеризовать его
поступки?
- Дайте определение понятию «жестокость».
(ответы детей)
ЖЕСТОКОСТЬ - безжалостность, беспощадность,
бесчеловечность.
2
Беседа о значении друзей,об отношениях между детьми, о
жестокости и насилии (учитель напоминает детям о
ситуациях, когда они проявляют жестокость инасилие по отношению друг к
другу в школе и вне её и не подозревая об этом. Дети высказывают
своё отношение)
3.
Задание
-
Покажите, как выглядит счастливый ребёнок.
-
Покажите, как выглядит ребёнок, которого обидели.
-
Каким ребёнком хочется быть всегда?
4.
Игра
«Радость-Обида»
-
По каким причинам возникает радость или обида?
-Покажите
с помощью жестов, мимики, движений свою радость или обиду
если вам подарили подарок, пригласили в гости, обозвали,
позвали играть, ударили, толкнули, улыбнулись тебе, забрали игрушку,
вручили грамоту.
-Какое
чувство вам нравится больше: радость или обида?
5. Чтение и анализ рассказа «Самое
страшное» Е. Пермяка
Вова рос крепким и сильным мальчиком. Все
боялись его. Да и как не бояться такого! Товарищей он бил. В девочек из рогатки
стрелял. Взрослым рожи строил. Собаке Пушку на хвост наступал. Коту Мурзею усы
выдёргивал. Колючего ёжика под шкаф загонял. Даже своей бабушке грубил.
Никого не боялся Вова. Ничего ему страшно не
было. И этим он очень гордился. Гордился, да недолго.
Настал такой день, когда мальчики не захотели с
ним играть. Оставили его — и всё. Он к девочкам побежал. Но и девочки, даже
самые добрые, тоже от него отвернулись.
Кинулся тогда Вова к Пушку, а тот на улицу
убежал. Хотел Вова с котом Мурзеем поиграть, а кот на шкаф забрался и недобрыми
зелёными глазами на мальчика смотрит. Сердится.
Решил Вова из-под шкафа ёжика
выманить. Куда там! Ёжик давно в другой дом жить перебрался.Подошёл было Вова к
бабушке. Обиженная бабушка даже глаз не подняла на внука. Сидит старенькая в
уголке, чулок вяжет да слезинки утирает.
Наступило самое страшное из самого страшного,
какое только бывает на свете: Вова остался один.
Один-одинёшенек!
-Что
можете сказать о Вове?
-
Почему он остался один? Можно ли его назвать жестоким ?
-
По отношению к кому он проявил насилие ?
-
Есть ли такие ребята среди вас?
-Что
бы вы посоветовали Вове?
7.
Инсценирование « Как просить прощение и как прощать»
(как
Вова просит прощение у героев рассказа, которых обидел.В роли Вовы
выступают дети по очереди)
-Что
произойдёт с Вовой после того, как он попросит у всех прощение?
-
Легко ли просить прощение ?
8.
Задание «Правила Дружбы»
(
дети в группе разрабатывают правила и защищают )
-помогать
другу
-быть
заботливым, справедливым
-уважать
мнение друга
-не
оставлять в беде
-не
спорить по пустякам
-не
ссориться
-не
выдавать чужие секреты
-уступать,
делиться всем
-радоваться
успехам друга
-не
смеяться над недостатками других
-уметь
прощать
- Предлагаю вам сыграть в игру
«Разрешается – запрещается». Я буду читать стихотворение, а вы хором
должны говорить это запрещается или разрешается
Вот в углу стоит мальчонка,
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребенка
Строго (запрещается)
С мамой дети должны жить,
Ей цветы всегда дарить –
Это (разрешается).
Рисовать и петь, учиться,
Если заболел – лечиться,
Это – (разрешается).
Этот трудится ребенок,
Мало у него силенок,
Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа (запрещается).
Вместе дружно в мире жить,
с разными детьми дружить это (разрешается).
Этот слабый горбит спину,
Пред сильным преклоняется.
Быть рабом у господина
Строго (запрещается).
10.
Разучивание стихотворения
Я
рисую на асфальте МИР без зла
В
нём дельфины и жирафы – просто мир добра
В
нём чудесный добрый клоун , музыка и свет
И
прекрасней на земле острова и нет!
11.
Итог .
Песня
« Неприятность эту мы
переживём» ( дети обводят
ладошку на цветную бумагу, вырезают и приклеивают на общий рисунок «
Счастливое детство» со словами «Я против
жестокости и насилия, п.ч …..)