КГУ «Московская средняя школа отдела образования Есильского района»
Программа
Туристского кружка первого года обучения
«Меридиан»
Учитель Секретов А.А.
2017-2018 учебный год
Программа
Туристского
кружка первого года обучения
Пояснительная
записка
Предлагаемая
программа представляет собой основные направления туристской работы со
школьниками во внеурочное время и по месту жительства. Она не предполагает
жесткой унификации и предусматривает активное приложение инициативы
руководителей кружков и секций к творческому развитию данных направлений.
Программа
рассчитана на учащихся 6 классов и старше (12-16 лет). Учащиеся должны получить разрешение врача на
участие в походах. Медосмотр проводится регулярно перед любым многодневным
походом.
Руководитель
кружка должен иметь опыт участия в туристских степенных и категорийных походах,
стараться постоянно повышать свое туристское мастерство. Руководитель должен
иметь необходимые физические и нравственные качества, обладать необходимыми
знаниями географии, истории, топографии, туристского дела.
На занятиях
кружка, в походах, соревнованиях юные туристы должны научиться:
- составлять
план путешествия и разрабатывать маршрут;
- фиксировать
наблюдения;
- проводить
простейшие исследования;
-
коллекционировать и обрабатывать собранный материал;
- вести
наблюдения за погодой и составлять прогнозы;
-
ориентироваться в незнакомой местности при помощи карты, компаса и по различным
особенностям местных предметов;
- делать
пешие переходы с грузом;
- ставить
палатку;
- разводить
костер;
- готовить
пищу;
- оказывать
первую медицинскую помощь пострадавшему;
-
ремонтировать и изготовлять простейшее туристское снаряжение.
Усвоение
материала программы позволит школьникам подготовиться и сдать нормы на значок
«Жас турист» и юношеские спортивные разряды по туризму.
Занятия
кружка юных туристов должны носить преимущественно практический характер, и
лишь небольшая их часть проводится в виде лекций. Необходимо строить план
занятий так, чтобы перед учащимися всегда стояла ближайшая и доступная им цель.
Одновременно следует добиваться, чтобы учащиеся хорошо понимали, что ведущей
целью является предстоящее многодневное зимнее или летнее путешествие.
Различные темы могут входить в план одного занятия. Конечно, это следует
проводить так, чтобы не нарушать, цельности занятия и не допускать перегрузки
учащихся.
Члены
кружка должны иметь тетрадь для учебных занятий, в которую заносятся сведения,
полученные ими в процессе занятия.
В
первые месяцы занятий необходимо провести собрание родителей, которым следует
подробно рассказать о плане занятий и походов, об условиях их проведения, о
необходимом личном снаряжении юных туристов. Количество часов на каждую тему
планируется разбивать с расчетом:
1 час в
неделю- 34 часа в год.
Занятия в помещении- 10 часов
Практические занятия- 10 часов
Экскурсии- 7 часов
Походы- 7 часов
Темы занятий:
1. Понятие о туризме. Туризм-
средство активного отдыха и укрепления здоровья. Что такое туризм? Чем полезны
и интересны походы и путешествия. Популярность туризма среди школьников. Туризм
как средство углубленного познания родного края.
2. Туристско-краеведческие
возможности родного края. Наш край. Географическое положение, природные
особенности, рельеф, климат, озера и реки, полезные ископаемые, флора и фауна
области.
3. Организация, подготовка и
проведение походов, определение цели и района похода, предпоходные
консультации. Комплектование группы и распределение обязанностей в группе.
Разработка маршрута, подбор картографического материала, составление схемы и
графика движения. Нормы нагрузок (вес рюкзака, дневные нормы переходов,
дневки), документальное оформление похода.
4. Туристское снаряжение. Групповое и
личное снаряжение. Одежда и обувь туриста. Правила эксплуатации и хранения туристского
снаряжения. Назначение и применение походного снаряжения. Самостоятельное
изготовление, ремонт и подгонка туристского снаряжения.
5. Питание. Организация питания и
бивачных работ. Подбор продуктов питания для похода. Примерный подбор продуктов
на одного человека в день. Режим питания в походе. Санитарные требования.
Составление меню, упаковка продуктов, транспортировка.
6. Виды туризма. Особенности походов
по видам. Пешеходный туризм, горный туризм, альпинизм, водный туризм, лыжный
туризм, велосипедный туризм. Особенности походов в зимних, летних условиях и в
межсезонье.
7. Топографическая подготовка.
Ориентирование на местности. Основные элементы топографии. План и карта.
Топографические знаки - язык карты. Устройство компаса и его применение. Чтение
карт, определение точки стояния на карте, работа с картой на маршруте, кроки,
курвиметр. Полярная и маршрутная глазомерная топосъемка. Виды соревнований по
ориентированию: по выбору, на маркированной трассе, в заданном направлении.
8. Физическая подготовка. Преодоление
препятствий в походе. Значение ОФП для туристов. Пути улучшения ОФП. Маршрутная подготовка. Порядок движения на
маршруте, обязанности направляющего и замыкающего. Темп движения. Нормы
нагрузок в походе. Движение по пересеченной местности. Преодоление естественных
препятствий. СФП для соответствующих видов туризма.
9. Туристский быт. Организация
бивачных работ и ночлега. Костры (виды). Костровое оборудование и посуда.
Раскладка и хранение продуктов, приготовление пищи. Подножный корм. Ремнабор.
Техника безопасности. Сушка и ремонт одежды, обуви и другого туристского
снаряжения.
10. Краеведческие наблюдения.
Фиксирование их в походе. Наблюдение за погодой. Ведение записей и дневников.
11. Медицинское обеспечение походов.
Правила санитарии и гигиены. Самоконтроль. Оказание первой доврачебной помощи.
Транспортировка пострадавшего. Походная аптечка. Лекарственные растения.
12. Подведение итогов похода.
Обработка собранных в походе материалов. Составление отчета о походе.
Изготовление фотогазет, стендов и буклетов. Составление паспорта маршрута.
13. Проведение походов выходного дня
и многодневных походов. Контрольно- тренировочный поход. Медосмотр. Оформление
документов.