Тема: БСП со
значением времени и условия, их значение, знаки препинания в них.
Цель: учащиеся
должны показать выразительно-изобразительные возможности бессоюзных сложных
предложений; формировать умения правильного интонирования БСП; закрепить
пунктуационные умения и навыки; изучить правила постановки тире. Оборудование: учебники, раздаточный
материал, опорные схемы.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Психологический настрой.
Слово учителя: Ребята! Сегодня на
уроке мы будем работать под девизом: «Знаешь сам – поделись с другом», работая
над структурой, значением и пунктуацией в бессоюзных сложных предложениях.
Работать будете двумя группами, поэтому каждый из вас проявит себя обязательно.
II. Повторение.
- Игра «Верю- Не верю»
На поставленные вопросы отвечаете
либо «верю» либо «не верю», аргументируя свои ответы.
- Рассказать все, что знаете о
БСП.
- Работа по карточкам двумя группами.
Карточка № 1
Выписать только БСП, знаки
препинания не расставлены, объяснить пунктуацию, начертить схемы.
1. Небо
покрыто было тучами ветер, усиливаясь, разгонял их. 2. То солнце светит то идет
дождь. 3. Ей казалось что все вокруг переменилось. 4. Печален я со мною друга
нет.
Карточка № 2
Выписать только БСП, знаки
препинания не расставлены, объяснить пунктуацию, начертить схемы.
1. В
глазах у меня потемнело голова закружилась земля уходила из-под ног. 2. Где
любовь и совет там и горя нет. 3. Наступила ночь но было светло. 4. Мир строит
война разрушает.
- Расскажите, когда в БСП
ставятся запятая, точка с запятой, двоеточие и тире.
III. Новая тема урока.
1. Первая группа готовит по учебнику сообщение и схему о структуре,
значении и пунктуации БСП с отношениями времени. Из упр. З77 выписывают 2 БСП с
отношениями времени.
Вторая группа готовит по учебнику сообщение и схему о структуре,
значении и пунктуации БСП с отношениями условия. Из упр. 377 выписывают 2 БСП с
отношениями условия.
2. Ученики
групп выходят к доске, по схеме рассказывают о БСП с отношениями условия и
времени, иллюстрируют рассказ примерами из упражнения.
[Время] - [ ].
[Условие] - [ ]. Формулируют правило постановки тире
в БСП.
IV. Закрепление.
1. Преобразуйте
союзные сложные предложения в БСП, объясните пунктуацию, начертите схемы.
Если желаешь себе добра, не делай
зла другому.
Добрый человек оставляет добрую
память, а злой человек будет быстро забыт.
Когда в беде другу помогаешь,
себя от многих бед спасаешь. (Сделать синтаксический разбор этого предложения).
-Какой темой объединены
предложения? Чему учат пословицы?
2. Сделать виды грамматического
разбора: 1 группа делает фонетический разбор слова ДОБРО; 2 группа –
морфологический разбор слова ДОБРЫЙ. Как называются слова с общим корнем?
3. Тестовая работа.
В таблице отметьте номера БСП с двоеточием в 1
столбике (1 группа) и тире во 2 столбике (2 группа): (Знаки препинания в предложениях не расставлены)
Двоеточие |
Тире |
|
|
1. Поспешишь
людей насмешишь.
2. Я
доверяю любящим они великодушны.
3. Любите
книгу она поможет вам в трудную минуту.
4. Май
холодный год хлебородный.
5. Стемнело
я зажег лампу.
6. Мелкий
дождик сеет с утра выйти невозможно.
7. Ни
одной птицы не слышно все затихли.
8. Доброта
бессмертна в ней наша духовная сущность.
4. Творческая работа. Написать эссе на
тему пословицы: «Сделал доброе дело
сердце радостью наполнилось». Поставить знак препинания в пословице.
V. Рефлексия.
Закончите предложения:
1. В
БСП с отношениями условия между частями ставится …
2. В БСП с отношениями времени между частями
ставится …
3. В
БСП с отношениями одновременности и последовательности между частями ставится …
или …
4. В
БСП с отношениями сопоставления и
следствия между частями ставится …
5. В
БСП с отношениями сопоставления и следствия между частями ставится …
6. БСП с отношениями условия и времени близки по
смыслу к предложениям ..
VI. Итог урока.
- Что нового о БСП узнали на уроке?
VII. Домашнее задание: §32,
упражнение 379.
Карточка № 1
Выписать только БСП, знаки препинания не
расставлены, объяснить пунктуацию, начертить схемы.
1.
Небо покрыто было
тучами ветер, усиливаясь, разгонял их. 2. То солнце светит то идет дождь. 3. Ей
казалось что все вокруг переменилось. 4. Печален я со мною друга нет.
Карточка № 2
Выписать только БСП, знаки препинания не
расставлены, объяснить пунктуацию, начертить схемы.
1.
В глазах у меня
потемнело голова закружилась земля уходила из-под ног. 2. Где любовь и совет
там и горя нет. 3. Наступила ночь но было светло. 4. Мир строит война
разрушает.
Первая группа готовит по учебнику сообщение
и схему о структуре, значении и пунктуации БСП с отношениями времени. Из упр.
З77 выписывают 2 БСП с отношениями времени.
Вторая группа готовит по учебнику сообщение и схему о структуре,
значении и пунктуации БСП с отношениями условия. Из упр. 377 выписывают 2 БСП с
отношениями условия.
Преобразуйте союзные сложные предложения
в БСП, объясните пунктуацию, начертите схемы.
1.
Если желаешь себе добра, не делай зла другому.
2.
Добрый человек оставляет добрую память, а злой человек будет быстро забыт.
3.
Когда в беде другу помогаешь, себя от многих бед спасаешь.
Тестовая работа.
В таблице отметьте номера БСП с двоеточием в 1
столбике (1 группа) и тире во 2 столбике (2 группа): (Знаки препинания в предложениях не расставлены)
Двоеточие |
Тире |
|
|
1.
Поспешишь людей
насмешишь.
2.
Я доверяю любящим они великодушны.
3.
Любите книгу она поможет вам в трудную минуту.
3.
Май холодный год
хлебородный.
4.
Стемнело я зажег
лампу.
5.
Мелкий дождик
сеет с утра выйти невозможно.
6.
Ни одной птицы не
слышно все затихли.
7.
Доброта
бессмертна в ней наша духовная сущность.
Тестовая работа.
В таблице отметьте номера БСП с двоеточием в 1
столбике (1 группа) и тире во 2 столбике (2 группа): (Знаки препинания в предложениях не расставлены)
Двоеточие |
Тире |
|
|
1.
Поспешишь людей
насмешишь.
2.
Я доверяю любящим они великодушны.
3.
Любите книгу она поможет вам в трудную минуту.
4.
Май холодный год
хлебородный.
5.
Стемнело я зажег
лампу.
6.
Мелкий дождик
сеет с утра выйти невозможно.
7.
Ни одной птицы не
слышно все затихли.
8.
Доброта
бессмертна в ней наша духовная сущность.
Закончите предложения:
1. В
БСП с отношениями условия между частями ставится …
2. В
БСП с отношениями времени между частями ставится …
3. В
БСП с отношениями одновременности и последовательности между частями ставится …
или …
4. В
БСП с отношениями сопоставления и
следствия между частями ставится …
5. В
БСП с отношениями сопоставления и следствия между частями ставится …
6. БСП с отношениями условия и времени близки по
смыслу к предложениям ..
Закончите предложения:
1. В
БСП с отношениями условия между частями ставится …
2. В БСП с отношениями времени между частями
ставится …
3. В
БСП с отношениями одновременности и последовательности между частями ставится …
или …
4. В
БСП с отношениями сопоставления и
следствия между частями ставится …
5. В
БСП с отношениями сопоставления и следствия между частями ставится …
6. БСП с отношениями условия и времени близки по
смыслу к предложениям ..
Двоеточие |
Тире |
2, 3, 7, 8
|
1, 4, 5, 6 |
Проверочная таблица
[Время] - [
].
[Условие] - [ ].
[ ] - [Следствие].
[
]-[Сопоставление].
[ ] :
[Причина].
[ ], ;[Одновременность].
[ ], ;[Последовательность].