Психологические тренинги
"Как преодолевать тревогу?". Тревожность. Стресс.
Цель
зтренинга: Формирование навыков
преодоления тревожности и адекватного поведения в ситуациях, вызывающих
тревогу.
Задачи:
1.
Раскрыть понятия тревожность и стресс.
2.
Обратить внимание учащихся на «здоровые» способы преодоления тревожности.
3.
Познакомить учащихся с упражнениями на расслабление.
Работа
в индивидуальных бланках «Я тревожусь в ситуациях, когда…»
Дети
указывают ситуации, когда испытывали напряжение. Рефлексия.
– Итак, вы
указали ситуации тревожности
Как вы
думаете? к чему приводит такое состояние? (Растерянность, плач, боязнь,
рассеянность и т.д.) (Демонстрация иллюстраций.)
Вывод
– Постоянное пребывание в таком
режиме ведет к стрессу. Поэтому важно уметь преодолевать данное напряжение и
помогать организму.
– А как
помочь организму? Что можно сделать, чтобы не тревожиться? Уверена, что у
каждого из вас есть способ, который помогает ему в ситуации тревоги.
Работа
в бланках «Если я тревожусь, я обычно…» [2]
– Укажите,
пожалуйста, в бланках, как вы преодолеваете тревожность, что для этого делаете Рефлексия.
Упражнение
«Даже если…» – «В любом случае…» [3]
Работа
в парах. Детям раздаются заготовки
цветков, на одном из которых написано: «Даже если…», а на втором: «В любом
случае…»
Инструкция: Первый ученик произносит название первого цветка «Даже
если… и указывает проблему: «мне плохо, я невезучий, у меня нет отца, я получил
двойку». Второй называет свой цветок «в любом случае…» и заканчивает
положительной фразой: «это только на сегодня, я могу видеться с моим отцом, я
не буду расстраиваться, и впадать в депрессию, а исправлю двойку. Участники
обмениваются цветками. Теперь первый говорит решение проблемы, а второй саму
проблему.
(В
самом начале данное упражнение можно выполнить у доски, так как у некоторых
учащихся оно вызывает трудность в поиске решения проблемы. Также можно
проиграть несколько ситуаций после проработки в парах).
Рефлексия. Получилось выполнить упражнение? Трудно было
выполнять?
Вывод
– В сложных ситуациях необходимы
навыки саморегуляции. Можно пользоваться правилом: «Мысли выбирай, как цветы –
и выбирай только красивые (положительные)»
Упражнение
1 «Продумай заранее».
·
Сядьте спокойно в
комфортной позе. Если хотите, закройте глаза.
·
Вообразите себя в
трудной ситуации. Например: Ответ у доски в присутствии директора школы.
·
Постарайтесь
почувствовать себя настолько спокойно, насколько можете.
·
Подумайте, что скажете
и что сделаете.
·
Придумывайте возможные
варианты поведения до тех пор, пока не почувствуете себя абсолютно спокойно.
Время от
времени выполняй упражнение перед тем, как окажетесь в ситуации, вызывающей
тревожность. Сделай своей привычкой продумывание сложных ситуаций заранее.
Рефлексия. Что вы чувствовали, когда выполняли упражнение?
Получилось ли у вас найти варианты поведения и успокоиться?
Упражнение
2 «Расслабление под музыку» (звучит спокойная, релаксационная мелодия)
·
Сядьте спокойно в
комфортной позе.
·
Закройте глаза.
·
Медленно расслабьте
мышцы.
·
Представьте, что
находитесь там, где очень хорошо и не надо ни о чем беспокоиться. Например, на
пляже, где солнце греет тебя своими лучами.
·
Ни о чем не тревожься,
просто слушай музыку.
Рефлексия. Что почувствовали во время выполнения упражнения?
Выполняй
упражнение как можно чаще, но не реже, чем один раз в неделю. Продолжай
упражнение не менее 10 минут.
Упражнение
3 «Домик».
Цель –
обретение силы и мощи духа, развитие силы воли.
·
Сядьте удобно. Пальцы
рук сплетите в кистевой замок и поднимите над головой – это крыша домика.
·
Закройте глаза, руки
держите над головой. Вдох – задержка дыхания, выдох – задержка дыхания.
Выполнять упражнение 1-2 минуты, несколько раз в день.
Упражнение
4 «Кнопка».
Это
упражнение незаметно для окружающих (его можно делать непосредственно на
экзамене и т.д.) Можно применять в тот, момент, когда вам необходимо мгновенно
расслабиться. Помните, что всевозможные зажимы являются барьерами для спокойной
работы мозга.
·
Мысленно перенеситесь
в то место, где вам хорошо и спокойно. Подключите все органы чувств.
·
Для того чтобы
мгновенно расслабиться, снять напряжение и чувствовать себя уверенно, мысленно
произнесите: «Каждый раз, когда я слегка нажму на ноготь указательного пальца,
я сразу перейду к приятному, расслабленному состоянию тела и сознания».
·
В этот момент слегка нажмите
на ноготь большого пальца указательным пальцем, представьте и почувствуйте себя
еще более расслабленным… почувствуйте как вам хорошо и спокойно.
Рефлексия.