Актуальность
проблемы образования
взрослых в
Казахстане
В течение последних
двух десятилетий понятие «обучение в течение жизни» (lifelong learning) все
чаще становится основополагающей целью политики в сфере образования западных
стран, как на национальном, так и международном уровнях. Концептуальные подходы
к проблеме обучения в течение всей жизни отражаются в следующих работах:
«Система квалификации и непрерывного образования в Австралии» (2003), «Политика
CEDA о необходимости непрерывного образования в Австралии» (2005), «Непрерывное
образование: рекомендация вузам / 14 ежегодная конференция» (2001),
«Статистический бюллетень о системе не- прерывного образования. (Том 1) / Центр
исследования проблем непрерывного образования» (2001), «Стратегия непрерывного
образования в Шотландии» (2003) [1]. Концепция «обучение в течение жизни»
является многогранной. Во многих случаях обучение в течение жизни
представляется как один из путей достижения социально-экономического развития и
как инструмент для продвижения идей информационного общества и общества,
основанного на знаниях. Сформулированные ЮНЕСКО два базовых принципа — «образование
для всех» и «образование через всю жизнь» — популярны во всем мире с момента
проведения Джомтьенской конференции в Тайланде (1990). Для Казахстана идея
«образование через всю жизнь» пока относительно новая. Это объясняется тем, что
Казахстан не так давно подписал и принял к исполнению Дакарскую декларацию,
идеи которой особенно актуальны в концепции «образование на протяжении всей жизни».
Актуальность сферы образования взрослых для Казахстана обусловлена следующими
факторами: трудностью адаптации взрослого населения к новым
социально-экономическим условиям, снижением занятости взрослого населения,
ростом безработицы, снижением уровня доходов на душу населения, потерей
квалификации взрослого населения и отсутствием требуемых навыков, опасностью
снижения уровня доступности образования для детей, чьи родители социально и
экономически не адаптированы в обществе. Особую тревогу вызывает положение
сельских жителей, которые в силу ограниченного доступа к получению про-
фессионального образования практически неконкурентоспособны на формальном рынке
труда. В последние годы особо проявляется тенденция увеличения образовательных
потребностей и запросов взрослых, стремление повысить свою профессиональную
квалификацию, функциональную и технологическую грамотность, компетентность и
общую культуру. В Казахстане в настоящее время план действий по образованию
взрослых интегрирован в стратегические государственные программы образования и
снижения бедности, а также в другие социально-экономические планы и программы.
В Послании Президента Республики Казахстана — Главы государства Н.А. Назарбаева
«Социально-экономическое обновление — главное направление Казахстана» (январь,
2012) народу Казахстана — отмечалось, что вопрос развития малых городов, где
основная часть работоспособного населения трудится на одном или нескольких
(немногих) градообразующих предприятиях, как правило, одного профиля, и которые
наиболее подвержены социальным рискам, требует особого внимания [2]. Помимо
экономических проблем моногородов (остановка либо угроза остановки основного
градообразующего предприятия, истощение рудной базы добывающих предприятий,
высокая степень износа инженерной и социальной инфраструктуры, низкая степень
диверсификации экономики города, высокая зависимость занятости населения от
градообразующего предприятия, высокая степень зависимости городского бюджета от
налоговых поступлений от градообразующего предприятия и сокращение налоговой
базы, высокая экологическая нагрузка на территорию) существуют и социальные
проблемы, такие как высокий уровень безработицы и занятости, низкий уровень
доходов населения большинства моногородов, низкое качество жизни, возможные
тенденции роста социальной напряженности. С этой целью была поставлена задача
разработать Программу развития моногородов, в которой в качестве основных мер
представлены оптимизация структуры занятости, включающая создание эффективной
системы обучения, организация профессиональной подготовки, переподготовки,
повышения квалификации взрослого населения по востребованным специальностям
(для 98 ГПФИИР и региональных инвестиционных проектов) и содействие в
трудоустройстве, содействие развитию предпринимательства, повышению мобильности
трудовых ресурсов. Проблема усовершенствования профессионального образования
взрослых и повышения их функциональной грамотности на современном уровне в
развитых и развивающихся странах является актуальной. Можно привести в пример
принятые законы и стратегии в области образования взрослого населения стран
южно- восточной Европы. Болгария приняла стратегию образования в течение всей
жизни на 2007—2013 гг. (30.10.2008); Хорватия — стратегию образования взрослых
и план ее реализации (2004), Указ об образовании взрослых (2007), Косово —
стратегию образования взрослых Косово на 2005—2015 гг. (2004), Закон об
образовании взрослых (2005), Черногория — стратегию образования взрослых на
2005—2015 гг. (2005), Закон об образовании взрослых (2007). Данная
документация, имеющая государственное значение, направлена на обеспечение
участия безработных взрослых в социально-экономическом процессе. Руководствуясь
практикой зарубежных стран, необходимо на национальном уровне создать
соответствующие нормативы касательно образования взрослого населения,
разработать со- временные методы обучения взрослых. На современном этапе вопрос
о необходимости исследования проблемы организации обучения взрослых, разработки
теории образования взрослого населения нашей страны и определения практических
путей ее реализации остается острым. Особенно остро стоит вопрос об организации
новых подходов в решении проблем обеспечения занятости населения моногородов, в
том числе социально незащищенных категорий населения (люди предпенсионного
возраста, инвалиды, мигранты, женщины), которые особо нуждаются в повышенном
внимании со стороны государства. Важнейшую роль в данном процессе призваны
играть универ- ситеты. Своей деятельностью и реализацией социальных функций
университеты способны создавать условия для общеобразовательной и
профессиональной подготовки граждан, обеспечивая тем самым условия для их
включения в трудовую жизнь, в обще- ство, а также для эффективного развития
регионов и страны в целом. В связи с этим исследовательская группа
регионального вуза — Каспийского государственного университета технологий и 99
инжиниринга имени Ш. Есенова, обратила внимание на проблему повышения
квалификации взрослого населения моногородов как способу ликвидации
безработицы. Так как данная проблема имеет междисциплинарный характер, в
исследовании авторы опираются не только на работы по педагогике, но и по
истории, исторической демографии, социологии. Рассматривая степень
разработанности данного вопроса, анализируются труды известных российских и
казахстанских ученых, рас- сматривавшие теоретические и практические проблемы
образо- вания взрослых: С.И. Змеева, И.А. Колесниковой, М.Т. Громковой,
А.В. Даринского, Б.А. Тургынбаевой, Г.Ж. Даулетбаевой,
С. Нурекеевой, А.М. Митиной, Ж.А. Махатовой, Ж.А. Бургынбаевой.
Современные проблемы занятости населения, безработицы, широкой подготовки
индустриальных кадров Казахстана до- статочно разработаны и разрабатываются в
отечественной исто- рической науке, например, в исследованиях Асылбекова
М.-А.Х., Асылбековой Ж.М. и других. Одна из основных задач, поставленных перед
авторами: на основе изучения практики зарубежных стран разработать концепцию
образования взрослых, провести мониторинг уровня безработицы среди взрослого
населения моногорода (на примере города Жанаозен), что позволит определить
противоречие между социальным спросом и его реальным удовлетворением. Известно,
что безработица в моногороде Жанаозен вызвана однобоким промышленным развитием,
доминированием нефтегазовой отрасли, использованием на местных предприятиях
привозной рабочей силы. Из-за однобокости экономической структуры в городе
существует женская безработица. Кроме того, особое внимание уделяется анализу
структуры предпочтений населения и работодателей относительно организации
системы общеобразовательного и профессионального образования, поскольку эти
предпочтения будут учитываться в разработке образовательных траекторий. В целях
решения поставленной проблемы предусмотрено: организация психологической консультации
для взрослого населения, создание и использование новых авторских
образовательных программ с учетом рынка труда и социально-экономического темпа
развития моногорода, региона, целью которых будет совершенствование их
функциональной грамотности: грамотность для повышения профессиональной
квалификации и трудоустройства, грамотность в вопросах
информационно-коммуникационных 100 технологий, информационная грамотность,
включающая навыки использования средств массовой информации, правовая, финансо-
вая и научно-практическая. Вся работа нацелена на наращивание уже имеющихся у
граждан профессиональных компетенций, а не на их постоянное развитие
(обновление) и смену в соответствии с быстро меняющимися потребностями рынка
труда и потреб- ностями развития техники и технологий. Повышение квалификации безработных
взрослых, предоставление им современной информации и психологической консуль-
тации повысит их общественную активность.
Литература
1. Мониторинг непрерывного образования: инструмент управ-
ления и социологические аспекты / науч. рук. А. Карпухина; Сер. «Мониторинг.
Образование. Кадры». — М.: МАКС Пресс, 2007. — 340 с.
2. Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева
на- роду Казахстана, январь 2012 год — http://inform.kz/indexrus.html.