"Ақмола облысы білім басқармасының Есіл ауданы бойынша білім бөлімі Московский ауылының жалпы орта білім беретін мектебі" коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Коммунальное государственное учреждение "Общеобразовательная школа села Московское отдела образования по Есильскому району управления образования Акмолинской области"

СоцСети

    

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Актуальность проблемы образования взрослых в Казахстане

07.03.2018

Актуальность

проблемы образования

взрослых в

Казахстане

 В течение последних

двух десятилетий понятие «обучение в течение жизни» (lifelong learning) все

чаще становится основополагающей целью политики в сфере образования западных

стран, как на национальном, так и международном уровнях. Концептуальные подходы

к проблеме обучения в течение всей жизни отражаются в следующих работах:

«Система квалификации и непрерывного образования в Австралии» (2003), «Политика

CEDA о необходимости непрерывного образования в Австралии» (2005), «Непрерывное

образование: рекомендация вузам / 14 ежегодная конференция» (2001),

«Статистический бюллетень о системе не- прерывного образования. (Том 1) / Центр

исследования проблем непрерывного образования» (2001), «Стратегия непрерывного

образования в Шотландии» (2003) [1]. Концепция «обучение в течение жизни»

является многогранной. Во многих случаях обучение в течение жизни

представляется как один из путей достижения социально-экономического развития и

как инструмент для продвижения идей информационного общества и общества,

основанного на знаниях. Сформулированные ЮНЕСКО два базовых принципа — «образование

для всех» и «образование через всю жизнь» — популярны во всем мире с момента

проведения Джомтьенской конференции в Тайланде (1990). Для Казахстана идея

«образование через всю жизнь» пока относительно новая. Это объясняется тем, что

Казахстан не так давно подписал и принял к исполнению Дакарскую декларацию,

идеи которой особенно актуальны в концепции «образование на протяжении всей жизни».

Актуальность сферы образования взрослых для Казахстана обусловлена следующими

факторами: трудностью адаптации взрослого населения к новым

социально-экономическим условиям, снижением занятости взрослого населения,

ростом безработицы, снижением уровня доходов на душу населения, потерей

квалификации взрослого населения и отсутствием требуемых навыков, опасностью

снижения уровня доступности образования для детей, чьи родители социально и

экономически не адаптированы в обществе. Особую тревогу вызывает положение

сельских жителей, которые в силу ограниченного доступа к получению про-

фессионального образования практически неконкурентоспособны на формальном рынке

труда. В последние годы особо проявляется тенденция увеличения образовательных

потребностей и запросов взрослых, стремление повысить свою профессиональную

квалификацию, функциональную и технологическую грамотность, компетентность и

общую культуру. В Казахстане в настоящее время план действий по образованию

взрослых интегрирован в стратегические государственные программы образования и

снижения бедности, а также в другие социально-экономические планы и программы.

В Послании Президента Республики Казахстана — Главы государства Н.А. Назарбаева

«Социально-экономическое обновление — главное направление Казахстана» (январь,

2012) народу Казахстана — отмечалось, что вопрос развития малых городов, где

основная часть работоспособного населения трудится на одном или нескольких

(немногих) градообразующих предприятиях, как правило, одного профиля, и которые

наиболее подвержены социальным рискам, требует особого внимания [2]. Помимо

экономических проблем моногородов (остановка либо угроза остановки основного

градообразующего предприятия, истощение рудной базы добывающих предприятий,

высокая степень износа инженерной и социальной инфраструктуры, низкая степень

диверсификации экономики города, высокая зависимость занятости населения от

градообразующего предприятия, высокая степень зависимости городского бюджета от

налоговых поступлений от градообразующего предприятия и сокращение налоговой

базы, высокая экологическая нагрузка на территорию) существуют и социальные

проблемы, такие как высокий уровень безработицы и занятости, низкий уровень

доходов населения большинства моногородов, низкое качество жизни, возможные

тенденции роста социальной напряженности. С этой целью была поставлена задача

разработать Программу развития моногородов, в которой в качестве основных мер

представлены оптимизация структуры занятости, включающая создание эффективной

системы обучения, организация профессиональной подготовки, переподготовки,

повышения квалификации взрослого населения по востребованным специальностям

(для 98 ГПФИИР и региональных инвестиционных проектов) и содействие в

трудоустройстве, содействие развитию предпринимательства, повышению мобильности

трудовых ресурсов. Проблема усовершенствования профессионального образования

взрослых и повышения их функциональной грамотности на современном уровне в

развитых и развивающихся странах является актуальной. Можно привести в пример

принятые законы и стратегии в области образования взрослого населения стран

южно- восточной Европы. Болгария приняла стратегию образования в течение всей

жизни на 2007—2013 гг. (30.10.2008); Хорватия — стратегию образования взрослых

и план ее реализации (2004), Указ об образовании взрослых (2007), Косово —

стратегию образования взрослых Косово на 2005—2015 гг. (2004), Закон об

образовании взрослых (2005), Черногория — стратегию образования взрослых на

2005—2015 гг. (2005), Закон об образовании взрослых (2007). Данная

документация, имеющая государственное значение, направлена на обеспечение

участия безработных взрослых в социально-экономическом процессе. Руководствуясь

практикой зарубежных стран, необходимо на национальном уровне создать

соответствующие нормативы касательно образования взрослого населения,

разработать со- временные методы обучения взрослых. На современном этапе вопрос

о необходимости исследования проблемы организации обучения взрослых, разработки

теории образования взрослого населения нашей страны и определения практических

путей ее реализации остается острым. Особенно остро стоит вопрос об организации

новых подходов в решении проблем обеспечения занятости населения моногородов, в

том числе социально незащищенных категорий населения (люди предпенсионного

возраста, инвалиды, мигранты, женщины), которые особо нуждаются в повышенном

внимании со стороны государства. Важнейшую роль в данном процессе призваны

играть универ- ситеты. Своей деятельностью и реализацией социальных функций

университеты способны создавать условия для общеобразовательной и

профессиональной подготовки граждан, обеспечивая тем самым условия для их

включения в трудовую жизнь, в обще- ство, а также для эффективного развития

регионов и страны в целом. В связи с этим исследовательская группа

регионального вуза — Каспийского государственного университета технологий и 99

инжиниринга имени Ш. Есенова, обратила внимание на проблему повышения

квалификации взрослого населения моногородов как способу ликвидации

безработицы. Так как данная проблема имеет междисциплинарный характер, в

исследовании авторы опираются не только на работы по педагогике, но и по

истории, исторической демографии, социологии. Рассматривая степень

разработанности данного вопроса, анализируются труды известных российских и

казахстанских ученых, рас- сматривавшие теоретические и практические проблемы

образо- вания взрослых: С.И. Змеева, И.А. Колесниковой, М.Т. Громковой,

А.В.  Даринского, Б.А. Тургынбаевой, Г.Ж.  Даулетбаевой,

С. Нурекеевой, А.М. Митиной, Ж.А. Махатовой, Ж.А. Бургынбаевой.

Современные проблемы занятости населения, безработицы, широкой подготовки

индустриальных кадров Казахстана до- статочно разработаны и разрабатываются в

отечественной исто- рической науке, например, в исследованиях Асылбекова

М.-А.Х., Асылбековой Ж.М. и других. Одна из основных задач, поставленных перед

авторами: на основе изучения практики зарубежных стран разработать концепцию

образования взрослых, провести мониторинг уровня безработицы среди взрослого

населения моногорода (на примере города Жанаозен), что позволит определить

противоречие между социальным спросом и его реальным удовлетворением. Известно,

что безработица в моногороде Жанаозен вызвана однобоким промышленным развитием,

доминированием нефтегазовой отрасли, использованием на местных предприятиях

привозной рабочей силы. Из-за однобокости экономической структуры в городе

существует женская безработица. Кроме того, особое внимание уделяется анализу

структуры предпочтений населения и работодателей относительно организации

системы общеобразовательного и профессионального образования, поскольку эти

предпочтения будут учитываться в разработке образовательных траекторий. В целях

решения поставленной проблемы предусмотрено: организация психологической консультации

для взрослого населения, создание и использование новых авторских

образовательных программ с учетом рынка труда и социально-экономического темпа

развития моногорода, региона, целью которых будет совершенствование их

функциональной грамотности: грамотность для повышения профессиональной

квалификации и трудоустройства, грамотность в вопросах

информационно-коммуникационных 100 технологий, информационная грамотность,

включающая навыки использования средств массовой информации, правовая, финансо-

вая и научно-практическая. Вся работа нацелена на наращивание уже имеющихся у

граждан профессиональных компетенций, а не на их постоянное развитие

(обновление) и смену в соответствии с быстро меняющимися потребностями рынка

труда и потреб- ностями развития техники и технологий. Повышение квалификации безработных

взрослых, предоставление им современной информации и психологической консуль-

тации повысит их общественную активность.

 

Литература

 

1. Мониторинг непрерывного образования: инструмент управ-

ления и социологические аспекты / науч. рук. А. Карпухина; Сер. «Мониторинг.

Образование. Кадры». — М.: МАКС Пресс, 2007. — 340 с.

2. Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева

на- роду Казахстана, январь 2012 год — http://inform.kz/indexrus.html.

Просмотров: 427


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст