Отчет по методической работе в КГУ
«Московская СШ»
за 2017 – 2018 учебный год
1. Цель и задачи методической работы в
школе.
В соответствии с
Государственной программой развития образования и науки РК на 2016 – 2019 годы,
основными направлениями работы по повышению качества образования являются
обеспечение равного доступа всех участников образовательного процесса к лучшим
образовательным ресурсам и технологиям; удовлетворение потребности учащихся в
получении образования, обеспечивающего успех в быстро меняющемся мире;
формирование в общеобразовательных школах интеллектуального, физически и
духовно развитого гражданина Республики Казахстан.
В этой связи
методическая работа школы преследовала цель образования от «человека знающего»
к «человеку, способному творчески мыслить, действовать, саморазвиваться».
Выполнялись следующие задачи:
Методическая проблема школы:
«Технологизация учебно-воспитательного процесса как залог качественного
образования», над которой школа работала 4-й год. Методическая работа велась по
разным направлениям, указанным в схеме методической службы школы:
Руководители ШМО: МС – Рассоха Т.А. - учитель математики;
ШМО начальных классов с казахским языком обучения – Бекишева Г.Г.; ШМО
начальных классов с русским языком обучения – Короткова С.В.; ШМО
общественно-гуманитарного направления – Аралбаева Е.П.; ШМО
естественно-математического цикла – Эйгерд Т.А.; ШМО ДО – Старкова Н.Н.;
теоретического семинара – Секретова Н.Н.; ШМО классных руководителей – Лошак
О.И.; НОУ «Дарын» - Холод Н.А. – провели в течение года по 4 заседания в форме
круглого стола, дебатов, обучающих семинаров, согласно утвержденных планов,
которые полностью выполнены. На заседаниях обменивались опытом работы по новым
госстандартам, обсуждали открытые и взаимопосещенные уроки, новинки
методической литературы, проблемные вопросы образования на современном этапе.
2. Реализация и
методическое обеспечение основных направлений обновления содержания образования
как условие повышения его качества. Качество образования предметов
общественно-гуманитарного и естественно-математического циклов.
Второй год школа работает по ОСО, в рамках которого
обучались 1,2,5,7 классы. Один из путей реализации ОСО – использование приемов
активизации деятельности учеников, предоставление им большей самостоятельности.
Методическая служба школы предоставляла учителям краткие характеристики
современных подходов, методов, технологий в организации учебного процесса.
Наиболее распространенными в школе являются исследовательский,
ценностно-ориентированный, личностно-ориентированный и дифференцированный
подходы как условие повышения качества образования. Игровое обучение
распространено на начальной и основной
ступенях обучения, способствующее прогнозированию конечного результата
обучения, самостоятельному планированию деятельности. Все педагоги школы
используют информационно-коммуникативные технологии, возможности
образовательной платформы «Білім land», позволяющие использовать широкий спектр
оборудования, презентаций и приложений. Учитель химии и биологии Холод Н.А.
широко применяет технологию Кейс-стади, направленную на выработку, развитие
навыка у обучающихся применения теоретических знаний к решению практических
задач, на сотворчество обучающихся и учителя.
Процесс обучения
по ОСО ориентирован на формирование у школьников функциональной грамотности и
навыков широкого спектра. Этому способствует введенное в 1,2,5,7 классах
критериальное оценивание учебных достижений школьников. Большое преимущество
критериальной системы оценивания заключается в снижении стрессовой нагрузки на
ученика. Обучающимся дана возможность проводить самооценивание,
взаимооценивание, обсуждать результаты труда на уроке. Новая система оценивания
способствует созданию комфортной образовательной среды, дружелюбной для
учеников. Правда, с переходом на новую систему оценивания учителя столкнулись с
проблемой: ученики перестали добросовестно готовиться к урокам, их знания
теоретического материала стали хуже, чем по старой программе.
В этом учебном
году школа была полностью обеспечена кадрами, поэтому учебные программы
общественно-гуманитарного и естественно-математического циклов полностью
пройдены и усвоены школьниками, неуспевающих в школе не имеется.
Качество образования предметов естественно-математического
цикла на 1% выше
общественно-гуманитарного: средний балл ЕМЦ – 70,1%, а ОГЦ – 69,1%.
По предметам ОГЦ
качество знаний следующее:
- Казахский язык и
литература – 35%;
- Казахский язык –
88%;
- Казахская
литература – 83,3%;
- Русский язык и литература – 87,5%;
- Русский язык –
52,5%;
- Русская литература
– 58,8%;
- Английский язык –
63,8%;
- История Казахстана
– 70%;
- Всемирная история –
75%;
- Основы
обществоведения – 76%.
По предметам ЕМЦ
качество знаний учащихся составляет:
- Математика – 64%;
- Информатика – 89%;
- География – 66%;
- Биология – 71%;
- Физика – 60%;
- Химия – 62%;
- Естествознание –
58%;
- Познание мира –
91%.
Школа уже несколько лет работает по
естественно-математическому профилю, поэтому на ЕНТ выпускники, как правило,
сдают по выбору предметы ЕМЦ: географию, математику, физику, химию и биологию.
Исходя из анализа пробных тестирований, проходной балл по этим предметам
ученики набирают, неплохо сдают математическую грамотность: из 20 максимальных
баллов средний балл составляет – 14,3. Но наивысший балл на ЕНТ все-таки по
грамотности чтения: из 20 максимальных баллов средний балл – 16,4.
3.Реализация задачи
методического сопровождения процесса технологизации учебного процесса.
Поскольку
методическая проблема школы «Технологизация учебно-воспитательного процесса как
залог качественного образования», то, естественно, методические службы школы
ориентированы на внедрение в УВП новейших технологий, направленных на
организацию поисково-творческой деятельности учеников, формирование системы
ценностей личности обучающегося. Ценности основаны на национальной идее
«Мәңгілік Ел» и включают казахстанский патриотизм и гражданскую
ответственность, Уважение, сотрудничество, труд и творчество, открытость и
образование в течение всей жизни. На теоретическом семинаре школы, руководимом
Секретовой Н.Н., 3 года педагоги изучали новые технологии в образовании,
учились их применять, обменивались мнением, какие технологии более эффективны в
МКШ на современном этапе. О наиболее часто используемых технологиях говорилось
уже выше. Большой популярностью также пользуются в совмещенных классах
технологии развивающего и интегрированного обучения, позволяющие вовлекать учащихся
в различные виды деятельности, использовать дидактические игры, дискуссии. Эти
технологии направлены на развитие всей целостной совокупности качеств личности
школьника, воздействуют на психические процессы, устраняют нагрузки и позволяют
на более эффективном уровне освоить учебный материал. Кроме того, 15 учителей
школы прошли курсы по Проекту развития критического мышления через чтение и письмо, технологии которого успешно
применяют на уроках. Краткосрочные курсы по предметам также сопровождались технологизацией
УВП, что позволило педагогам школы расширить свои познания в этом вопросе и
применять полученные знания на практике. Пять учителей школы прошли уровневые
курсы базового (Далел К., Холод Н.А., Лошак А.Н.), основного (Рассоха Т.А.) и
продвинутого (Баймурзина Б.К.) уровней, успешно используют в учебном процессе
модули Кембриджского университета. Таким образом, реализуются задачи
методического сопровождения процесса технологизации учебно-воспитательного
процесса.
4. Организация
системы воспитательной работы в школе.
Воспитательная работа в КГУ «Московская СШ» в 2017-2018
учебном году строилась в соответствии с планом воспитательной работы школы, в
которую входят следующие подпрограммы и проекты:
1. Воспитание казахстанского патриотизма и гражданственности,
правовое воспитание;
2.
Духовно-нравственное воспитание;
3. Национальное воспитание;
4. Семейное воспитание;
5. Трудовое, экономическое и экологическое
воспитание ;
6. Поликультурное и художественно-эстетическое
воспитание;
7. Интеллектуальное воспитание, воспитание
информационной культуры;
8. Физическое воспитание, здоровый образ жизни.
Для реализации поставленной цели были сформулированы
следующие задачи:
1. Развитие
национального самосознания, формирование нравственных и гражданственных качеств
на основе усовершенствования программы «Рухани жаңғыру»;
2. Развитие казахстанского патриотизма и
духовно-нравственного развития учащихся в рамках реализации Патриотического
акта «Мәңгілік ел»;
3. Совершенствование
системы качества дополнительного образования;
Для реализации поставленных задач были
определены приоритетные направления, через которые и осуществлялась
воспитательная работа.
«Программа
«Рухани жанғыру» определяет патриотическое направление, выраженное в любви к
родной земле, ее культуре, обычаям и традициям казахского народа. Чтобы наша республика
стала процветающей, конкурентоспособной страной, мы должны привить
подрастающему поколению – уважение к историческим традициям, культуре родной
земли, духовной культуре.
Цель
воспитательной работы: создание на уровне школы оптимальных
социально-педагогических условий для формирования и самореализации духовно
богатой, толерантной, физически здоровой, граждански сознательной, социально
активной личности.
Социальный паспорт КГУ «Московская СШ»:
Категории детей |
2017-2018 |
Количество безнадзорных детей |
0 |
Количество детей из социально – уязвимых семей |
38 |
Количество детей-сирот |
6 |
Количество многодетных семей |
20 |
В них детей |
46 |
На разных видах учета из числа учащихся в КГУ «Московская СШ» в 2017-2018
учебном году не состоит ни один ребенок, из них
на учете в ПДН – 0, на ВШУ («группа риска») - 0.
Воспитательная деятельность осуществлялась
во взаимодействии с учителями-предметниками, классными руководителями.
Работа ШМО классных руководителей в 2017-2018
учебном году тема: «Формирование профессиональной компетентности классных
руководителей в работе с обучающимися, родителями, классным коллективом».
Цель работы: обобщение и распространение опыта классных руководителей,
повышение их профессионального мастерства.
Основные формы работы: заседания, обмен опытом, круглый стол.
Количество заседаний МО: 5.
Эффективность
работы классных руководителей отслеживается заместителем директора по ВР следующим
образом: анкетирование классных руководителей и детей, посещение и анализ
мероприятий, анализ отчетов классных руководителей по полугодию и за год,
индивидуальные консультации и беседы.
Контроль за
деятельностью классных руководителей со стороны заместителя директора по
ВР: в начале учебного года и каждой
четверти осуществляется контроль за наличием и соответствием программ или
планов воспитательной работы, проведение классными руководителями ежедневных
пятиминуток и еженедельных классных часов (один раз в месяц обязательно хороший
тематический классный час), своевременная сдача необходимых отчетов,
деятельность классных руководителей с социально – уязвимыми детьми (обязательное ведение специального журнала).
Виды внеклассной, внеурочной деятельности:
1. кружки;
2. спортивные секции.
В
течение года проведены такие традиционные мероприятия как: День знаний,
День языков, День пожилых людей, День учителя, День Опека, День Первого
Президента, День Независимости РК, Новогодний бал-маскарад, День Благодарности,
8 марта, Наурыз, День единства народов Казахстана, День защитника Отечества,
День Победы, акция «Бессмертный полк», Праздник Последнего звонка.
Учитывая возрастные особенности учащихся,
продуманно и грамотно ведется работа в классных коллективах.
Классные
руководители в своей работе используют разнообразные формы: классные собрания,
классные часы, диспуты, трудовые десанты, уроки мужества, агитбригады,
экскурсии, тимуровская работа. В традиционных школьных мероприятиях участвуют
все классы, но степень активности классов в жизни школы, естественно, разная.
Это связано с работой классных руководителей и умением их организовать, зажечь
детей, умением привлечь к участию в мероприятиях каждого ученика.
Планирование
воспитательного процесса начинается с составления плана работы. Проверка планов
воспитательной работы показала, что все классные руководители добросовестно
отнеслись к составлению своих планов (методически верно, грамотно,
соответствует единому образцу). Все классные руководители добросовестно
относятся к подготовке и проведению классных часов, тематических вечеров. В
целом, следует отметить, что коллектив классных руководителей работоспособный,
творческий, целеустремленный, душой болеет за свой классный коллектив.
Спортивно-оздоровительная
работа проводится планомерно, целенаправленно и включает в себя организационную
работу, физкультурно-массовые мероприятия в режиме дня школы, пропаганду физкультуры
и спорта, физкультурно-массовую и спортивную работу, работу по президентским
тестам, работу с родителями и педколлективом, работу по укреплению МТБ.
В течение года
учащиеся школы принимали участие в различных районных и областных
мероприятиях, конкурсах, где имели неплохие результаты: Ермурат С. –грамота 1
место в районном творческом конкурсе «Доброта спасет мир», в рамках программы
«Рухани жанғыру» в номинации «Мой добрый поступок», Амангельды Д.- грамота 1
место в районном фотоконкурсе «Доброта спасет мир» в номинации «Добро вокруг
нас» в рамках программы «Рухани жанғыру», Короткова А.- грамота 1 место в
районном фотоконкурсе «Доброта спасет мир» в номинации «Разноцветный мир» в
рамках программы «Рухани жанғыру», Бекболат С.- грамота 3
место «Абаевские чтения», Смагулов Д.- грамота 2 место в конкурсе чтецов «Мой Казахстан», Балта А.- грамота 2 место в
конкурсе чтецов «Мой Казахстан». Общешкольные грамоты: гран-при
в районном конкурсе агитационных плакатов «Коррупции нет!», грамота 2 место в
районной выставке декоративно прикладного искусства «Природа и мы», посвященной
Дню Первого Президента, грамота за участие в краеведческой конференции
«Атамекен», 3 место в областном конкурсе буклетов «Қымбат
шаған өмірім».
Все
проводимые мероприятия проходят на хорошем уровне, способствуют закреплению
нравственных, эстетических, патриотических и гражданских качеств личности.
Поставленные цели и задачи по воспитательной работе в начале
учебного года планомерно выполняются.
5.Анализ кадрового
потенциала школы.
В 2017-2018 учебном году в школе работало 33
учителя и 2 воспитателя мини-центра при школе. Из них: 22 педагога с высшим
образованием, 13 педагогов со средним профессиональным педагогическим
образованием. Без педагогического образования в школе учителей не имеется.
Кроме того, 10 учителей школы получают заочно в вузах Казахстана либо высшее
образование, либо второе высшее образование, что в условиях МКШ очень
необходимо. По категориям: из 33 учителей 5 имеют высшую категорию, что
составляет 15%, 9 педагогов имеют 1 категорию – это 27%, 11 педагогов имеют 2
категорию, что составляет 33%. Всего с категориями - 75,8% учителей, без
категории в основном молодые учителя – 24,2%. Воспитатели ДО категорий не
имеют, так как их стаж составляет менее 3-х лет. По стажу: 1 год проработали 5 учителей, от 2
до 3 лет – 3 учителя, от 4 до 8 лет имеют – 6 учителей, от 9 лет до 14 лет – 8
учителей, от 15 до 20 лет – 3 учителя, свыше 20 лет – 3 педагога, свыше 30 лет
– 5 учителей. Средний возраст педколлектива составляет 37 лет. В этом году в
школу пришли 5 молодых специалиста, из них 1 со средним профессиональным
образованием, остальные 4 имеют высшее образование. Из них 1 педагог проходит курсы языковые, еще
трое прошли курсы по ОСО. С молодыми педагогами проводится наставническая
работа по плану; приказом по школе закреплены наставники, которые помогают
молодым с документацией, дают рекомендации по подготовке
календарно-тематических и поурочных
планов, долгосрочных и краткосрочных
планов, организовано взаимопосещение уроков и их анализ. Педколлектив - добросовестный,
ответственно подходит к любому делу и поручению.
6. Организация учебно-воспитательной
работы в МКШ.
В работе Московская МКШ руководствуется Законом РК «Об
образовании», ГОСО РК, утвержденным постановлением Правительства РК от
23.08.2012г. №1080, а также Типовыми правилами деятельности по видам
общеобразовательных организаций, утвержденными приказом Министра образования и
науки РК от 17.09.2013 г. №375.. Кроме того, деятельность школы осуществляется
в соответствии с Уставом школы.
Наполняемость предшкольных - 11 классов варьируется от 2 до
11 учеников. Деления на подгруппы при изучении отдельных предметов в школе не
было. В силу малочисленности учащихся в 5-6 классах, были совмещены 5-6 классы
с казахским и русским языками обучения: в 5-6 «А» классе – 7 учащихся; в 5-6
«Б» классе – 9 учащихся. При организации деятельности в этих классах
учитывается разный возраст обучающихся, применяются интегрированные занятия на
основе однопредметного обучения, методы индивидуального и дифференцированного
обучения, приемы самообразования. Для совмещенных классов используется гибкое
расписание уроков, делается упор на сотрудничество и взаимопомощь между
учениками в ходе обучения. Совмещение классов предполагает двойную подготовку к
уроку учителей, а также специфическое планирование уроков, заключающееся в
интеграции двух планов урока в один и обеспечении полной занятости всех детей в
учебном процессе. Поэтому самостоятельная работа учащихся, а также работа в
группах и парах приобретает важное значение, становясь обязательной и системной
формой деятельности учащихся на уроке и предоставляя возможность учителю
уделять внимание попеременно одной или другой группе школьников.
Специфика работы
в совмещенных классах в школе хорошо отработана, но есть трудности с 5-ми
классами, так как эти дети перешли в этом году на новую основную ступень
обучения и у них шел адаптационный период, требующий особых усилий, как от
детей, так и от учителей. Кроме того, они перешли на программы обновленного
содержания обучения, что также потребовало больших перемен в обучении, а критериальная система оценивания расхолаживает. И вот наших
пятиклассников объединили с шестым классом, что привело к резкому снижению
качества знаний именно в 5-х классах: в 5 «А» классе стало 50% в сравнении с
предыдущим годом – 100%. В 5 «Б» классе качество знаний составляет 0% при 75 %
в прошлом году. Этот показатель говорит о том, что нельзя совмещать классы на
переходном этапе обучения.
Воспитательную
работу в совмещенных классах вести намного легче, так как увеличенный за счет
объединения классо-комплект позволяет расширить возможности воспитательных
мероприятий, более качественно и разнообразно подготовить общешкольные
мероприятия.
7. Участие школы в
реализации «Дорожной карты» по развитию трехъязычного образования.
Идея триединства языков в Казахстане выражена следующей
формулой: развиваем государственный язык, поддерживаем русский и изучаем
английский языки. Казахский язык при этом является ведущим фактором
консолидации народа Казахстана. Знание казахского языка – гарантия самобытности
каждого современного казахстанца. Стратегическая цель трехъязычного образования
заключается в том, чтобы создать необходимые условия для одновременного
овладения учениками тремя языками в соответствии с международными стандартами.
В соответствии с этой целью учащиеся Московской школы изучают 3 языка с
5-летнего возраста с использованием коммуникативного подхода, который
фокусируется не на правильности языковых структур, а на осознании возможных
вариантов развития диалогов, развитии навыка говорения. Казахский язык, казахский
язык и литература ведутся в предшкольных-11 классах опытными педагогами: высшей
категории-Баймурзиной Б.К., Махановой Л.Т.; первой категории – Смагуловым Ж.Т.;
второй категории – Алмасбек А. Русский язык, русский язык и литература
преподаются учителем высшей категории Секретовой Н.Н., учителями второй
категории Аралбаевой Е.П., Лошак Н.В. Английский язык ведут молодые педагоги,
работающие первый год, но добросовестные и знающие свой предмет, Озгерис Т. и
Советхан Р.
Что касается
преподавания предметов ЕМЦ на английском языке, то в этом учебном году языковые
курсы прошла молодой специалист, учитель биологии и химии Маханбетжан М.З. В
октябре-ноябре 2017 года в г. Кокшетау она получила по английскому языку
уровень А1, А2, в феврале-июне в г. Астане получила уровень языка Б1,Б2. Таким
образом, учитель может перейти к обучению химии и биологии на английском языке
в 10-11 классах. Кроме нее в школе больше никто не готов к обучению предметов
ЕМЦ на английском языке. Поэтому школа не совсем готова к переходу на
преподавание на английском языке, кроме того, этого не хотят ни ученики, ни
родители.
Чтобы вводить
преподавание истории Казахстана на казахском языке, а всемирную историю на
русском языке, в школе также нет специалистов. Для реализации «Дорожной карты»
по развитию трехъязычного образования в школе еще предстоит много работы,
прежде всего, необходимы квалифицированные кадры, а это проблема всех МКШ.
8. Использование
результатов внешней оценки достижений школьников в деятельности методических
служб.
Ежегодно Департамент по контролю в
сфере образования совместно с МОН РК в казахстанских школах проводит ВОУД с
целью выявления учебных достижений выпускников 4,9,11 классов, оценки качества
образовательных услуг и определения уровня освоения учащимися программ
начального, основного среднего, общего среднего образования. В этом учебном
году в Московской школе 11 апреля
проводился ВОУД в 4,9 классах. В 4-х классах ученики писали тесты по математике
и литературному чтению, а в 9-х классах – по казахскому языку и предметам ЕМЦ
(математика, физика, химия). По итогам ВОУД школа прошла с хорошими
результатами: средний балл в 4 «А» классе -21,5; в 4 «Б» классе – 17,7; в 9 «А»
классе – 33,8; в 9 «Б» классе – 38,2. Проведению ВОУД предшествовала подготовка:
были проведены два пробных тестирования через центр ЕНТ и 4 тестирования через
онлайн. Учителями делался подробный анализ по выявлению допущенных ошибок, над
которыми работали на консультациях. Анализ работы по подготовке к ВОУД
проводился на предметных МО, учителя-предметники искали совместно эффективные
методы проверки учебных достижений учеников. Результаты ВОУД методический совет
школы использует в качестве критерия системы оценки рисков при подготовке и
проведении итоговой и промежуточной аттестации, а также в рейтинговом
исследовании и при анализе работы ШМО за год.
9. Реализация
комплексных мер по дальнейшему развитию системы инклюзивного образования в
школе.
В соответствии с
государственными гарантиями в области образования граждан с ограниченными
возможностями в развитии, обеспечиваются специальные условия для получения
образования, коррекции нарушения развития и социальной адаптации на всех
уровнях образования. Закон РК «О социальной и медико-педагогической
коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями» от 11.07.2002 №343
определяет, что дети с ограниченными возможностями могут получать с трехлетнего
возраста дошкольное воспитание и обучение, начальное и основное среднее
образование – с 7-летнего возраста.
На территории
села Московское проживает четверо детей-инвалидов разного возраста. Гайдуллина
В. посещает мини-центр «Куаныш», где наравне со здоровыми ребятишками получает
воспитание и обучение по программе ДО для детей 3-4 лет. Она не испытывает
дискомфорта, лучше стала говорить, двигаться. Девочка принимала участие во всех
мероприятиях ДО. Сергауын Ж. 8-ми лет с диагнозом ДЦП по прохождении
медико-педагогической комиссии получил вердикт – не подлежит обучению. С ним по
спецпрограмме работает социальный работник, но улучшений нет. Захаров А. с
диагнозом ДЦП учится с 1 класса по программе надомного обучения, успешно
осваивает учебные планы по всем основным предметам. В этом году он обучался в 8
классе и с согласия опекуна, бабушки Дементьевой Г.И., был посажен за парту.
Адаптация с одноклассниками прошла успешно, изучает все предметы, кроме
физкультуры и технологии, от которых он освобожден комиссией ВКК. Принимал
участие во всех внутришкольных мероприятиях и даже участвовал со своим классом
в районном конкурсе «Самая читающая школа», где их команда заняла 2 место.
Панченко А. с диагнозом легкая умственная отсталость продолжал обучение на дому
по коррекционной программе в 9 классе. Учителя-предметники по утвержденному
расписанию занимались с учеником без срывов, программа им полностью усвоена. На
основании поданных документов в РОО Александр освобожден от итоговой аттестации
за курс основной школы. В дальнейшем Панченко А. планирует поступление в
Есильский колледж, так как они тоже реализуют инклюзивное обучение.
В школе обеспечивается охрана здоровья детей,
созданы благоприятные условия для удовлетворения особых образовательных
потребностей детей-инвалидов. С этими детьми регулярно работает
педагог-психолог Кусаинова С.С., которая разработала программу психолого-педагогического
сопровождения детей с особыми образовательными потребностями.
Для
эффективного достижения целей и задач инклюзивного образования школа
взаимодествует с ПМПК и Есильским кабинетом психолого-педагогической коррекции.
С переходом на программы по
обновлению содержания образования в 2016 году прошли курсы по ОСО два учителя
1-х классов и два учителя музыки с казахским и русским языками обучения. В
течение 2017 года прошли курсы учителя информатики, русского языка и
литературы, 2 учителя казахского языка и литературы, учителя физической
культуры, начальных классов, английского языка, физики, биологии и
естествознания. В 2018 году прошли курсы учителя истории, английского языка,
физической культуры, начальных классов, математики, казахского языка. Всего по
программе ОСО прошли курсы 19 учителей, что составляет 57,6% от числа всех
педагогов школы. Оставшиеся 42,4% учителей заявлены на курсы по ОСО и должны
пройти подготовку до конца 2018 года. Таким образом, план курсовой подготовки
по ОСО будет выполнен.
11. Изучение, обобщение и распространение передового педагогического
опыта на районном, областном, республиканском уровне.
Методический
совет школы во главе с учителем математики Рассоха Т.А. постоянно отслеживает
мастерство и передовой опыт учителей школы с целью его обобщения и
распространения среди коллег района, области, республики. Так в этом учебном
году было рекомендовано обобщить передовой педагогический опыт на уровне
района, а затем и области учителю начальных классов Бекишевой Г.Г., учителю
казахского языка и литературы Махановой Л.Т. , учителю истории и географии
Лошаку А.Н. Согласно методическим указаниям были собраны портфолио с описанием
передового педагогического опыта выше названных учителей, подтверждающими их достижения и достижения учеников
документами. Руководителями ШМО были написаны рецензии на опыт, даны отзывы
коллег и родителей. С помощью презентаций передовой опыт работы учителей был
защищен на уровне района, а затем - области.
Руководитель теоретического семинара
Секретова Н.Н., отслеживая опыт учителей в использовании новых передовых
технологий в УВП, предложила участие учителям начальных классов Коротковой
С.В., Далел К., предшкольного класса Старковой Н.Н., казахского языка и
литературы Баймурзиной Б.К., химии и биологии Холод Н.А. в дистанционном
республиканском конкурсе «Я – учитель-новатор», проводимом издательством
«Мұғалім.КZ». Секретова Н.Н. также приняла в нем участие.
Отправленные материалы прошли тщательную экспертизу членов республиканской комиссии.
Все учителя получили сертификаты об обобщении инновационного опыта в данном издании. Призерами конкурса стали
Баймурзина Б.К. и Секретова Н.Н., получив дипломы 3-й степени и звание
«Учитель-новатор» , а также право на бесплатную публикацию в своем методическом
журнале издательства «Мұғалім.КZ».
Это был первый опыт в школе обобщения опыта работы на дистанционном уровне.
По рекомендации ШМО учителей начальных
классов с казахским языком обучения
Далел К. приняла участие в районном конкурсе «Лучший учитель – 2018», в
котором заняла 4 место. На конкурсе учитель также делилась опытом своей работы,
методиками и наработками.
Таким образом, методические
службы школы проводят большую работу по изучению, обобщению и распространению
передового педагогического опыта на районном, областном, республиканском
уровне.
В течение учебного 2017-2018 года все
учителя школы участвовали в различных профессиональных конкурсах, олимпиадах,
соревнованиях как очных, так и дистанционных, на районном, областном,
республиканском, международном уровне:
№ |
ФИО |
должность |
Мероприятие |
Уровень |
Место, награда |
1 |
Баймурзина Балзада Кенжегалиевна |
Учитель казахского языка и литературы |
Семинар по экспертизе учебников 3, 6, 8 классов |
Республиканский |
сертификат |
Конкурс «Я - учитель-новатор» издательство «Мұғалім. KZ» |
Республиканский |
Диплом 3 степени, право на бесплатную публикацию | |||
Олимпиада «Зият» |
Республиканский |
Благодарственное письмо за подготовку победителей | |||
2 |
Секретова Наталья Николаевна |
Учитель русского языка и литературы |
Конкурс «Я - учитель-новатор» издательство «Мұғалім. KZ» |
Республиканский |
Диплом 3 степени, право на бесплатную публикацию |
Международная олимпиада по русскому языку «Филолог» |
Международный |
Диплом 1 степени | |||
3 |
Холод Наталья Александровна |
Учитель химии и биологии |
Семинар по экспертизе учебников 3, 6, 8 классов |
Республиканский |
сертификат |
Конкурс буклетов «Қымбат маған өмірім!» |
Областной |
Диплом 3 степени | |||
Публикация в издании «Білімді ел – образованная страна» |
Республиканский |
Статья в газете «Порядок освобождает мысль» | |||
Олимпиада КИО по биологии и химии |
Республиканский |
Дипломы 2 и 3 степени | |||
4 |
Бекишева Гулнур Габдолловна |
Учитель начальных классов |
Сборник авторских методических разработок |
Республиканский |
Благодарственное письмо, сертификат |
Конкурс «Учитель года 2017» |
Республиканский |
Диплом | |||
5 |
Далел Кулпаш |
Учитель начальных классов |
Конкурс «Учитель года 2017» |
Республиканский |
Почетная грамота
|
Публикация урока в издании «Мұғалім. KZ. Начальная школа» |
республиканский |
Урок в № 4, 2017 год | |||
Конкурс «Лучший учитель – 2018» |
Районный |
4-е место, грамота | |||
6 |
Старкова Н.Н, Короткова С.В. |
Учителя предшкольного и начального классов |
Интеллектуальная игра «Пони» |
Республиканский |
Благодарственные письма за подготовку победителей |
7 |
Старкова Н.Н, |
Учитель предшкольного класса
|
Вебинар «Использование сюжетно-ролевой игры в процессе постановки трудных звуков» |
Международный |
Сертификат |
Олимпиада для учителей «Қазақстан ұстаздары» |
Республиканский |
Диплом 1 степени | |||
Олимпиада «Лидер» «Тест на соответствие занимаемой деятельности» |
Международный |
Диплом 2 степени | |||
8 |
Сомова И.В. |
Учитель начальных классов |
Олимпиада «Современные образовательные технологии» |
Международный |
Диплом 2 степени |
3 вебинара на современные образовательные темы |
Международный |
Сертификаты | |||
Олимпиада КИО по обновлению содержания образования |
Республиканский |
Диплом 3 степени | |||
9 |
Каулько В.Л. |
Военрук |
Первенство по Президентскому многоборью |
Районный |
Золотая медаль, грамота за 1 место |
10 |
Медведева Ж.А. |
Учитель технологии |
Первенство по Президентскому многоборью |
Районный |
Золотая медаль, грамота за 1 место |
11 |
Секретов А.А. |
Учитель физкультуры |
Первенство по Президентскому многоборью |
Районный |
Серебряная медаль, грамота за 2 место |
12 |
Гумыр А.Г. |
Учитель физкультуры |
Первенство по Президентскому многоборью |
Районный |
Серебряная медаль, грамота за 2 место |
13 |
Набиева А.Г. |
Учитель географии |
Олимпиада «NIO.KZ» по географии |
Республиканский |
Диплом 1 степени |
Олимпиада «Филолог» по географии |
Международный |
Благодарственное письмо за подготовку победителей олимпиады | |||
14 |
Лошак Наталья Валериевна |
Учитель русского языка и литературы |
Публикация стихотворения в газете «Лидер плюс» |
Областной |
Стихотворение «Ностальгия» № 2, 2018 год |
15 |
Эйгерд Татьяна Анатольевна |
Учитель физики |
Олимпиада КИО по физике |
Республиканский |
Диплом 3 степени |
Олимпиада «Нурлы болашак» |
Республиканский |
Благодарственное письмо за подготовку призеров | |||
16 |
Заманбек Ерханат |
Учитель музыки |
Олимпиада по музыке «Қазақстан ұстаздары» |
Республиканский |
Диплом 1 степени |
Олимпиада по музыке «Филолог» |
Международный |
Диплом 3 степени |
Все учителя печатают методические разработки на школьном,
республиканских и международных образовательных сайтах, в методических
журналах, районной и областных газетах. Я считаю, что педагоги школы не стоят
на месте, постоянно повышают свой профессиональный уровень, обмениваются опытом
работы, в том числе и через участие в различных профессиональных конкурсах.
Работа в этом плане проделана большая.
Методическая работа не может быть
эффективной без проведения диагностики и мониторинга, которые позволяют
определить недоработки, поставить конкретные цели и задачи, направленные на
результативность работы школы. Методические службы школы и сами педагоги ведут
диагностику качества знаний и успеваемости учащихся, диагностику ВОУД и ЕНТ, участия
детей в различных конкурсах, олимпиадах, соревнованиях с целью определения
динамики учебных достижений учеников и их результатов внеурочной деятельности. Так
в этом учебном году из 8 участников районной олимпиады 5 учеников получили
призовые места в районной предметной олимпиаде: по казахскому языку и биологии
– 2 места; по химии, истории Казахстана, биологии с казахским языком обучения –
3 места. В районной Спартакиаде «Жастар-2018» команда победила в шахматах,
асыках, баскетболе, шашках. В районных конкурсах: Макатаевские, Махамбетовские,
Абаевские чтения также 3 призера. В
республиканских заочных конкурсах «Ак бота», «Пони», «Бульдог», «Кенгуру-математика» 13 призеров и
победителей. Четыре ученика имеют награды в творческих конкурсах районного и республиканского
уровня. Тридцать учеников 1-8 классов имеют дипломы 1-3 степени в КИО и других
республиканских и международных дистанционных олимпиадах по разным
предметам.
Завучи
по учебной и воспитательной работе проводят мониторинг продуктивности
деятельности педагогов и классных руководителей, мониторинг публикаций и
участия в вебинарах, конференциях, семинарах, мониторинг научно-методической
деятельности учителей, мониторинг обобщения педагогического опыта, мониторинг
курсовой переподготовки и аттестации учителей, проведения открытых уроков,
внеклассных мероприятий, семинаров, участия в методической работе школы и
района. На основании диагностико-мониторинговой системы методической работы
выявляются творчески работающие учителя, которые по итогам года награждаются
грамотами и благодарственными письмами, рекомендуются для награждения на
районном, областном и республиканском уровне, так как поощрение и
стимулирование педагогов есть важнейшие связующие эффективности работы любой
школы.
14 . Результаты прохождения аттестации
учителей и аттестации организаций образования.
Одним из
главных показателей профессионального роста учителей является очередная аттестация
педагогов каждые 5 лет или досрочная с целью повышения категории.
В этом учебном
году проходили аттестацию семь педагогов школы на присвоение категорий: учитель казахского
языка и литературы Маханова Л.Т. – на присвоение высшей категории; учителя
начальных классов Короткова С.В., Бекишева Г.Г., Сомова И.В. – на присвоение
первой категории; учитель физической культуры Гумыр А.Г., учитель казахского
языка и литературы Алмасбек А., учитель музыки Заманбек Е. – на присвоение
второй категории. Все педагоги прошли успешно квалификационные испытания:
провели мастер-классы, открытые уроки и мероприятия, участвовали в методической
работе школы и района, провели качественный мониторинг и диагностику качества
знаний учащихся и их достижений на различном уровне. По завершении этапа
аттестации всем семи педагогам были присвоены заявленные категории и выданы
удостоверения согласно Правилам аттестации.
В апреле 2017
года школа проходила государственную аттестацию и по всем направлениям прошла,
кроме тестирования в 10 классе, где тесты учеников проверялись вручную. В
справке было написано замечание о невыполнении ГОСО и назначена переаттестация школы в октябре 2017 года. По
результатам внеплановой проверки выдано Заключение о соответствии деятельности
КГУ «Московская СШ» требованиям государственного общеобязательного стандарта
образования с выводом: нарушение устранено, и образовательная деятельность
школы признана соответствующей требованиям государственного общеобязательного
стандарта образования, утвержденного постановлением Правительства РК от
23.08.2012 года №1080.
15. Позитивные и негативные тенденции в работе
методической службы школы.
Методическая
работа в школе ведется постоянно, планомерно и целенаправленно. Руководят
методическими службами опытные, добросовестные учителя, оказывающие большую
методическую помощь как педагогам школы и молодым специалистам, так и администрации
школы. У всех ШМО имеются папки с методическими документами и протоколами
заседаний. Большую работу проводят школьные МО по обучению учителей, не
прошедших курсы по ОСО, но работающих по новым программам. В течение года
работала школа «Молодого учителя», направленная на оказание методической помощи
молодым специалистам, были организованы взаимопосещения уроков, делался их
подробный анализ, давались существенные рекомендации. Считаю большим и
позитивным результатом работы методических служб работу по изучению и
распространению передового педагогического опыта на уровне района и области.
Негативных
тенденций в методической работе школы в течение года не наблюдалось. Но есть
проблемы в плане материально-технического оснащения: два года уроки информатики
проводятся на списанных компьютерах, так как после списания их никто не
заменил. А значит, нет возможности использовать локальную сеть и новейшие
информационные программы в процессе обучения предмету. Кроме того, количество
классов и классо-комплектов увеличивается за счет открытия классов на
государственном языке обучения, количество учеников также растет, а учебных кабинетов и посадочных мест
не хватает, приходится проводить уроки в подсобных помещениях в нарушение всех
санитарных норм и охраны здоровья детей. Школу необходимо модернизировать либо
за счет строительства пристройки, либо за счет приобретения дополнительного
помещения с выносом в него классов предшкольной подготовки и мини-центра. Также
в селе остро стоит вопрос с обеспечением молодых специалистов жильем: живут на
съемных дорогостоящих квартирах, сами покупают дрова и уголь, условия жизни
спартанские. Поэтому молодые специалисты уезжают от нас, проработав год; заново
приходится искать кадры, из-за чего складывается дефицит профессиональных
педагогов.
В целом
методическую работу школы можно оценить на «хорошо».