"Ақмола облысы білім басқармасының Есіл ауданы бойынша білім бөлімі Московский ауылының жалпы орта білім беретін мектебі" коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Коммунальное государственное учреждение "Общеобразовательная школа села Московское отдела образования по Есильскому району управления образования Акмолинской области"

СоцСети

    

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Обучение истории и географии с использованием новых информационных технологий в условиях модернизации образовательной системы

05.03.2018

КГУ «Московская средняя школа отдела образования

Есильского района Акмолинской области»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: «Обучение истории и географии с использованием новых

информационных технологий в условиях модернизации образовательной системы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лошак Александр

Николаевич

учитель истории

и географии

КГУ «Московская

средняя школа»

 

 

 

 

 

 

Есильский район

село Московское

2017- 2018 учебный год

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Описание опыта работы

1. Условия формирования

опыта…………………………………….3

2. Актуальность опыта………………………………………………..3

3. Теоретическое обоснование опыта……….……………………..…5

4. Ведущая педагогическая идея

опыта…………….………………...8

5. Технология опыта………………………………………………….10

6. Длительность работы над

опытом……………………….………..11

7. Диапазон опыта…………………………………………………….13

8. Результативность опыта……………………………………………17

9. Библиографический список………………………….…………….19

10. Приложение………………………………………………….…….20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация об опыте

 

Сведения об авторе опыта:

Лошак Александр Николаевич,

КГУ «Московская СШ», педстаж – 9 лет, учитель истории и географии,

специальность – учитель истории, тел. 28-4-04 (дом.), 28-3-73 (раб.), e-mail: loshak87@inbox.ru

Тема опыта:

«Обучение истории и географии с

использованием новых информационных технологий в условиях модернизации

образовательной системы»

 

Условия

формирования опыта

       В

настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения:

-учащиеся имеют значительные учебные нагрузки в связи

с увеличением объема содержания образования;

-приоритетными являются репродуктивные методы

обучения;

-в силу исторически сложившихся взаимоотношений между

учителем и учеником, последний, являющийся одновременно объектом и субъектом,

не всегда может проявить свою субъективную сущность.                  

Поэтому информационные технологии занимают

важное место в современном образовательном процессе. Информационные технологии

позволяют по-новому использовать на уроках истории и географии текстовую,

звуковую, графическую и видеоинформацию, пользоваться самыми различными

источниками информации.

Главная цель: Выделить

основные аспекты применения новых информационных технологий на уроках истории и

географии и использовать их в условиях образовательного процесса, найти

оптимальные методы и средства, позволяющие активизировать познавательный

интерес учащихся.

Задачами моей работы является

активизация деятельности обучающихся на уроках и возможность внедрить в учебный

процесс новые формы информационных технологий. У учащихся за счет применения

новых технологий повысится мотивация к изучению предметов.

Являясь сторонником новых информационных технологий, считаю, что

будущее именно за такими формами обучения. В условиях повышения своей

квалификации, профессиональной компетентностной деятельности, наличия в нашей

школе современного компьютерного оборудования, электронных учебников и другого

программного продукта; изучения методической, педагогической профессиональной

литературы; наличия коллективов учащихся, способных работать в новых условиях

стало возможным возникновение данного опыта.

 

Актуальность

опыта

Перспективность и актуальность опыта заключается в

решении задач модернизации образования и реализации национальных проектов,

направленных на информатизацию общества, при этом акцент делается на то, что

компьютерные и информационные технологии создают не только новые условия труда,

но и новую среду обитания с выходом на громадный информационный ресурс

человечества.

В последнее время усилился интерес к применению

персональных компьютеров в обучении. Медленно, но  все же материальная  база школ и других образовательных

учреждений, пополняется  компьютерной

техникой. Но в связи с этим возникает вопрос: «как использовать с наибольшей

пользой это современное средство обучения?».

Одна из задач школьной истории и географии на

современном этапе состоит в том, чтобы дать учащимся основные базовые понятия в

системе

«информация – алгоритм – ПК», сформировать навыки

работы с информационными технологиями, научить грамотно, работать с

разнообразными носителями информации в различных сферах ее возникновения и

обработки.

Современная 

система образования должна быть направлена не только  на усвоение суммы готовых знаний, но и на

формирование интеллектуальных умений, умений самостоятельной познавательной

деятельности. Применение информационных, компьютерных технологий на уроках

истории и географии позволяет решать данные задачи.

Самым трудным и одновременно очень важным в процессе

компьютерного обучения, помимо наличия и доступа к компьютеру в образовательном

учреждении, являются наличие и доступность программного обеспечения или программно-педагогических

средств. Нехватка программного обеспечения, а тем более нехватка методических

рекомендаций по их использованию сильно отталкивает учителей, желающих

использовать ПК в обучении. Особенно эта проблема актуальна для сельских школ,

где не в каждом кабинете установлены компьютеры новой модификации и нет

новейших электронных приспособлений для передачи данных.

Новизна предусматривает:

1.                    

Использование

информационных технологий, которые позволяют уходить от учения по «принуждению»

к эмоциональному удовлетворению результатами своего труда;

2.                    

Изменение места

учителя в образовательном пространстве, и статуса ученика;

3.                    

Внедрение новой

модели организации учебно-познавательной деятельности учащихся на основе

использования информационных технологий;

4.                    

Применение

электронных курсов и учебников по географии и истории для учащихся;

5.                    

Использование

методических рекомендаций по применению информационных технологий в

преподавании истории и географии.

Практическая значимость исследования сводится к тому, что в работе содержатся практические

рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий в

процессе преподавания истории и географии в средней школе; подробно рассмотрена

методика работы с интерактивной доской; указаны адреса ресурсов Интернет,

рекомендуемых учителям истории и географии. 

 

Теоретическое обоснование опыта

 

Современный образовательный процесс

предполагает развитие у обучаемых творческих способностей. Подобное требование

диктует необходимость работы учащихся с информацией, самостоятельно формируемой

ими в виде творческой образовательной продукции. Решению данной задачи

способствует развитие проектных технологий в изучении истории. В данном случае

ИКТ, изначально предназначенные для создания информационных продуктов

различного рода (текстов, презентаций, web – страниц и т.п.) и обладающие

огромным творческим потенциалом, также могли бы стать эффективным инструментом

в руках учащихся.

   Лучшим учителем для человека является время. Все 9 лет,

что я работаю в  школе, я ищу главную идею, которая сделает мой труд

результативным, интересным, удовлетворяющим запросы моих учеников и

современного общества.

Как сделать так, чтобы заинтересовать их моим предметом?

Как сделать так, чтобы в течение 40 минут они все работали?

Как сделать так, чтобы знания, полученные на моих уроках,

использовались и в повседневности?

  Дать ответ на эти вопросы нелегко.  Прежде всего,

существенную роль играет урок.  Всецело разделяю точку зрения педагога Михаила

Николаевича Скаткина, который говорит: «Урок - клеточка

педагогического процесса. В нем как солнце в капле воды, отражаются все его

стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в

уроке».

   В

своей практической деятельности широко использую информационно-коммуникационные

технологии, поскольку считаю, что они являются мощным средством наглядности при

обучении географии и истории. Применение информационных компьютерных технологий

на уроках истории и географии не только облегчает усвоение учебного материала,

но и представляет  новые  возможности для развития творческих

способностей учащихся:

·  

повышает

мотивацию учащихся к учению;

·  

активизирует

познавательную деятельность;

·  

развивает

мышление и творческие способности ребёнка;

·  

формирует

активную жизненную позицию в современном обществе.

  Основная

моя задача - мотивировать ученика в его занятиях историей и географией.

Повысить интерес к предмету можно через создание мультимедийных презентаций.

Этот вид деятельности очень нравится школьникам разных возрастов.

  Основополагающим принципом моей работы является позиция, что

роль учителя - быть не над учеником, а рядом с учеником. Я считаю, что

обучение, как и природа, должны находиться в постоянном движении вперед,

продолжать, совершенствовать прежде начатое.

    Для себя я определил, что прогнозирование положительного

результата является одним из ведущих принципов педагогической деятельности

учителя, но для достижения позитивного итога работы необходимо глубокое знание

предмета и широта кругозора, серьезное, уважительное, партнерское отношение к

ученику, честность и искренность во взаимоотношениях.

Информационно-коммуникационные

технологии расширяют возможности диагностики уровня усвоения исторической

информации. Разнообразные тестовые системы и оболочки позволяют

индивидуализировать процесс оценки знаний учащихся, развивать способность

учащихся к самооценке. 

Имея компьютер, учитель получает

неограниченные возможности в изготовлении раздаточных печатных материалов к

каждому уроку с учетом целей и задач обучения и индивидуальных особенностей

учащихся. 

Для уроков можно создать учебные мини-пособия,

содержащие тексты и наглядный материал, карточки-задания, тесты, кроссворды и

т. д. Ученики работают с ними как на уроке, так и дома. Создавать печатные

материалы можно с помощью прикладных программ Microsoft Office: Word и

PowerPoint. 

Редактор таблиц Excel позволяет создавать

таблицы, диаграммы и графики, представляя ученикам статистические данные.

Сохраняя материалы в электронном виде, мы получаем возможность редактировать

их, многократно копировать и печатать. 

Компьютер позволяет использовать

готовые электронные программные продукты. Это мультимедиа учебники,

энциклопедии и справочники, галереи, тестовые программы и тренажеры для

подготовки к ЕНТ, ВОУД. Все они имеют неоспоримые достоинства, но главным их

недостатком является невозможность систематического использования на

уроках. 

Можно использовать готовые

электронные учебники, составлять электронные приложения к уроку, к отдельным

темам, модулям, в конструкторе тестов составлять тестовые задания по отдельным

темам, модулям, а также привлекать обучающихся, которые используют ИКТ для

оформления исследовательских работ, составления проспектов, презентаций, слайд

- проектов, бюллетеней.

Использование электронных учебных

пособий позволяет повысить

качество обучения, сделать его динамичным, решать несколько задач –

наглядность, доступность, индивидуальность, контроль, самостоятельность.

На уроках истории я для большей эффективности

использую предметные коллекции, портреты, видеоэкскурсии, интерактивные модели,

фотографии, иллюстрации объектов, проектируя их на большой экран с помощью

LCD-проектора.

При закреплении пройденного материала

предлагаю учащимся поработать с текстом электронного учебника, выполнить

практикумы, интерактивные тесты. При этом используются групповые,

индивидуальные и дифференцированные формы организации учебной деятельности.

Для развития творческих способностей

учащихся и активизации их познавательной деятельности предлагаю им творческие

задания, выполняя которые они обращаются к программному приложению MS PowerPoint. 

В Интернете появилась Единая Коллекция цифровых

образовательных ресурсов (ЦОР). Ее адрес http://school-collection.edu.ru. В

коллекции можно найти материалы, относящиеся к конкретному учебнику

обществознания, экономики. Это словарные статьи, картины, портреты и биографии

выдающихся исторических личностей, презентации, интерактивные карты,

анимированные графики, тесты и др. Пользователи могут свободно скачать с сайта

любой заинтересовавший их электронный ресурс, найти методическую рекомендацию

по его использованию на уроке. На данный момент в сети интернет действует

и казахстанская база интернет ресурсов bilimland.kz,

на которой можно найти много интересных учебных видеороликов по всемирной

истории и географии.

        Использование

презентаций позволяет решить проблему наглядности, дает возможность создавать и

использовать разнообразные карты, рисунки, портреты исторических деятелей,

видеофрагменты, схемы и диаграммы. Позволяет частично заменить записи на доске,

учебные тексты, рабочую тетрадь, карточку для самостоятельной работы ученика.

Процесс создания презентаций — процесс

творческий. И к этому творчеству необходимо привлекать учеников. Опыт работы

показывает, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень

самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке

информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Например, при

закреплении знаний, используя программу PowerPoint, можно организовать на уроке

групповую деятельность учащихся, совместное творчество учителя и учеников по

созданию слайдов. Это создаст благоприятный психологический климат, сформирует

умение работать в группе. 

Представление докладов, рефератов,

проектов может, а в старших классах — должно, сопровождаться

презентацией. Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у

ученика логическое мышление, формирует общеучебные умения и навыки. В процессе

демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений,

который, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни. Включается элемент

соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика, так как умение

работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной

культуры. Создание мультимедийных проектов расширяет горизонты

исследовательской деятельности ученика, способствует повышению интереса к

предмету, формированию коммуникативной культуры. Такие уроки проходят

наглядно, интересно, никто не остается в стороне. 

Важное значение в работе имеют интернет-ресурсы. Например, на уроках

истории и географии невозможно обойтись без сетевых информационных ресурсов.

Ресурсы музеев и историко-культурных заповедников помогают организовать

виртуальную экскурсию, а сайты виртуальных путешествий – интересное учебное

виртуальное путешествие непосредственно на уроке. 

Огромную помощь в подготовке уроков оказывает

сайт «Назарбаев Интеллектуальные школы» http://smk.edu.kz ,

который обеспечивает доступ к центральному хранилищу образовательных ресурсов.

Удобство заключается в том, что можно скопировать нужный модуль на свой

компьютер, и использовать на уроке либо целиком, либо какую-то часть его. 

Интернет-технологии на уроке могут

рассматриваться как источник дополнительной информации по предмету, инструмент

исследования, способ самоорганизации и самообразования, возможность

личностно-ориентированного подхода. Но при этом не следует забывать, что

учитель должен руководить своими учениками в их путешествии по сети. Кроме

повышения мотивации, наглядности и создания эмоционального настроя,

использование компьютеров на уроках позволяет повысить эффективность

деятельности учителя и учащихся.

Привлекая ребят к такой работе,

наблюдается положительный эффект – материал, традиционно трудно усваиваемый, в

изложении одноклассников воспринимается по-другому. И при подготовке

электронных приложений к урокам, тестов у ребят прививается интерес

к предмету, и углубляются знания по географии, праву

и истории.

 

Ведущая педагогическая идея опыта

    Основной  педагогической идеей опыта является создание

условий для формирования устойчивой, положительной мотивации  обучающихся,  способствующих достижению

глубоких и прочных знаний и повышению эффективности урока.  Использование  информационных технологий  в образовательном процессе  закладывает  фундамент 

обучающим  для адаптации в

современной мире. Если ученик сможет самостоятельно добывать знания на каждом

уроке, а потом применять их на последующих уроках и в реальной жизни, то таким

образом это поможет развить ключевые компетентности  через широкое применение на уроках истории и

географии современных образовательных технологий.

  Использование новых

информационных технологий позволяет проектировать  грамотный,

профессиональный, технологичный урок. А это, в свою очередь,

позволяет формировать ключевые компетентности учащихся, т. е. целостную

систему универсальных знаний, умений и навыков.

Электронные

энциклопедии

предназначены для осуществления вспомогательной, дополняющей, иллюстрирующей

функции по отношению к основному процессу обучения. Можно выделить несколько

типов электронных энциклопедий, используемых в процессе обучения истории и

географии. Исторические энциклопедии:  «Три века

российской истории», «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия».  Рекомендуемые

сайты по предмету «История Казахстана»: http://www.tarih-begalinka.kz;

http://www.e-history.kz; http://bilimsite.kz/tarih/.

Рекомендуемые сайты по предмету

«Всемирная история»: http://www.world-istory.ru;http://historic.ru;http://historyatlas.narod.ru;

http://testcenter.kz/entrants/for-ent/.

Программы

– библиотеки (сборники

различных текстов), снабженные поисковыми системами. Они также являются

электронной версией бумажных изданий.

Программы-репетиторы – ориентированные на заключительный этап

обучения (пример: на интенсивную подготовку к экзамену).  «Репетитор по

истории» - это тестирующая программа для школьников и абитуриентов,

также к типу тестирующих программ можно отнести приложение «5+»

Электронные учебники - совмещают в себе свойства вышеперечисленных программ

и могут быть основным инструментом для регулярных систематических занятий по

предмету. В Казахстане электронные учебники начали массово выпускаться, с 2012

года и на данный момент выпущены несколько экземпляров учебных пособий по всем

классам, как по истории Казахстана, так и по географии.

       Интернет

можно рассматривать как часть информационно - коммуникационной предметной

среды, которая содержит богатейший информационный потенциал. Учитель истории

может использовать образовательные ресурсы Интернета для поиска исторических

источников, текстов монографий и курсов лекций, разнообразных методических

материалов, газетных и журнальных статей, рефератов и др. В Интернете можно

найти сайты различных образовательных учреждений и органов управления образованием.

Телекоммуникационные возможности Интернета можно использовать для организации

дистанционного обучения и для организации общения с помощью форумов, чатов и

видеоконференций. Образовательные ресурсы Интернета могут успешно

использоваться учителем на уроках истории в режимах on-line или off-line.

Электронные библиотеки представляют собой

сложные информационные системы. Все чаще на сайтах этих библиотек размещаются

отсканированные книжные тексты. Значительную информацию можно получить на сайте

публичной исторической библиотеки http://www.shpl.ru.

         Огромный

каталог информационных ресурсов по истории расположен на сайте Исторического

факультета http://www.hist.msu.ru/ . Это библиотека электронных

ресурсов http://www.hist.msu.ru/ER/index.html , содержащая

электронные тексты исторических источников на русском языке. Кроме того, на

этом сайте можно найти коллекцию ссылок на исторические ресурсы, возможно,

самую большую в русскоязычной части Интернета.

Профессионалы и любители создают в Интернете

сайты, посвященные отдельным историческим периодам и разделам исторической

науки. На этих сайтах можно найти не только учебные тексты, но и различные

объекты мультимедиа: видео и звуковые файлы, фотографии, карты, схемы, которые

открывают огромные возможности по их использованию в педагогическом процессе.

Учитель истории может найти в сети

большие возможности для методической поддержки процесса обучения в старшей

школе на сайте bilimland.kz, smk.edu.kz.

На ряде

серверов ведется регистрация и учет материалов по исторической тематике.

Владельцы этих сайтов создают коллекции ссылок на ресурсы сети Интернет,

связанные с исторической информацией. Наиболее полно такие коллекции

представлены на сервере фирмы «Клио - софт»http://www.history.ru. 

На уроках географии я использую следующие цифровые

образовательные ресурсы: электронные

учебные пособия "Уроки географии КиМ"; видеофильмы: «Климат Земли»,

«Физическая география Казахстана», «История географических открытий», «Планета

Земля» в 5-ти частях, диски ВВС о живой природе; сайты:

ttp://www.krugosvet.ru/cMenu/04_00.htm,

http://www.9151394.ru/projects/geo/proj1/index.html,

http://www.nationalgeographic.com/photography, http://www.mirkart.ru.

Из множества сайтов, посвященных географии, я отбираю

те, которые созданы географами - практиками, где информация наиболее

подготовлена и требует лишь небольшой корректировки по желанию учителя.


Технология опыта

Новые информационные технологии помогают мне внедрять

адаптивную систему обучения, формирующую личностные функции, связанные с

самостоятельностью, инициативностью, критичностью и креативностью. При

проведении уроков я использую самые разнообразные формы: урок-исследование,

урок-игра, урок-путешествие, урок защиты проектов с использованием

мультимедийных средств. Пытаюсь организовывать компьютерные практические работы

и компьютерный тестовый контроль знаний. На уроках использую следующие виды

компьютерных программ: учебные (электронные учебники), тренажерные

(практические работы), демонстрационные (показ слайдов и картин), мультимедийные

(презентации, медиапроекты), справочные (Интернет-ресурс), контролирующие

(тесты).

Технология

опыта опирается на:

-Создание

информационной среды  процесса обучения истории;

-выявление

уровней развития самостоятельной деятельности обучаемых;

-

отбор учебного материала для самостоятельной деятельности учащихся направленных

на развитие у учащихся основных мыслительных операций, которые необходимы для

обработки и оценки информации;

-разработка 

учебных занятий, где осуществляется познавательная самостоятельная деятельность

трех типов:

§                    

Репродуктивная

§                    

 Поисковая,

которая нацелена на поиск новых знаний и различных источников информации.

§                    

Творческая,

которая связана с применением приобретенных знаний и умений в нестандартных

ситуациях.

-

применение компьютерных технологий   на различных этапах проведения

урока;

-

применение различных типов и видов самостоятельных работ на основе компьютерных

технологий;

-

изменение   позиции учителя: из транслятора содержания обучения в

организатора информационных коммуникаций и эксперта,

-

поддержка учащихся в ходе самостоятельной деятельности;

-мониторинг

учебных достижений. 

 

Длительность

работы над опытом

В

течение девяти лет работы я стараюсь применять на уроках новейшие

педагогические технологии и приемы.  В

этом мне большую помощь оказывают курсы повышения квалификации, которые я

прохожу систематически. В 2010 году я прошел курсы по проекту «Критическое

мышление», в 2012 году прошел дополнительное обучение на курсах третьего

базового уровня в г. Кокшетау. С момента прохождения курсов я начал внедрять в

свою практику идеи семи модулей. Благодаря применению новых технологий учащиеся

стали активно вовлекаться в учебный процесс, возросло желание детей творить и

не бояться высказывать свое мнение. Таким образом описываемый опыт можно

отнести к последним 5-6 годам, на протяжении которых прослеживается

результативность моей работы.

Опыт своей работы я стараюсь осветить как на школьном

уровне через такие формы как: мастер-класс

для учителей, открытые внеклассные мероприятия с использованием ИКТ, проведение

родительских собраний, используя методику слайд-презентации. Периодически

выступаю с докладами на РМО учителей истории и географии, участвую в различных

дистанционных семинарах и практикумах. Публикую свои наработки в областных и

республиканских СМИ. Принимал участие в международной практической онлайн-конференции

«Современные формы и методы оценивания учебных достижений учащихся».

Сдерживающим фактором использования информационных

технологий является недостаточная квалификация преподавательского состава. Хотя

для учителей проводятся краткосрочные курсы, связанные с компьютерными

технологиями, но в основном они направлены на ликвидацию компьютерной

неграмотности, крайне редко предлагаются курсы повышенного уровня. 

Фактором,

тормозящим развитие применимости ИКТ, является технический аспект. С одной

стороны, ощущается недостаток оборудования для чтения лекций и проведение

практических занятий в виде презентаций в PowerPoint (компьютерные проекторы,

ноутбуки, телевизоры и видеомагнитофоны и т.д.), так как сегодня многие,

умеющие пользоваться ИКТ технологиями преподаватели, согласны их применять. С

другой стороны, наглядно проявляется нехватка специально оборудованных

аудиторий. 

В числе положительных моментов применение

информационных технологий в образовании называется возможность самостоятельного

обучения с открытым доступом к обширным информационным ресурсам, наличие

обратной связи. С помощью компьютера учащийся может очутиться в самом разном

окружении, требующем от него творческого подхода. Использование Интернета

способствует смене авторитарного стиля обучения на демократический, когда

обучающийся знакомится с различными точками зрения на проблему, сам формулирует

свое мнение.

Все это предъявляет качественно новые

требования к общему образованию, цель которого – заложить потенциал

обогащенного развития личности.

Изменение в образовательной системе, связанное с

переходом от монокультурной традиции к диалоговой культуре, повлекло за собой

серьезные изменения в технологиях преподавания. Данный процесс ознаменовался

появлением разнообразных инновационных технологий, развитие которых

выстраивалось на основе новых принципов взаимодействия участников

образовательного процесса. Интеграция современных образовательных и

информационных технологий становится важным условием для совершенствования

процесса обучения истории и географии.

Электронные учебные пособия, созданные на базе

мультимедиа, оказывают сильное воздействуют на память и воображение, 

облегчают процесс запоминания,  позволяют сделать урок более интересным и

динамичным, «погрузить» ученика в обстановку какой-либо исторической эпохи,

создать иллюзию соприсутствия, сопереживания, содействуют становлению объемных

и ярких представлений о прошлом. Применение ИКТ позволяют реализовать 

идеи индивидуализации и дифференциации обучения, что представляется особенно

важным в условиях становления профильной школы. Современные учебные пособия созданные

на основе ИКТ, обладающие интерактивностью (способностью взаимодействовать с

учеником), а так же  содержащие систему гиперссылок, позволяющую учащимся

самостоятельно выбрать свое направление в процессе познания. Приоритет

исследовательских и проектных технологий в преподавании истории предполагает

использование широкой базы исторических источников, которая не всегда имеется в

школьных библиотеках.

К каждой из изучаемых тем стараюсь выбрать

различные виды работ и действий: тесты, контрольные вопросы и задания,

распечатанные в Word; онлайн-тесты, презентации. Часто использую анимации,

тренажеры, так как считаю, что эти приемы делают обучение более наглядным,

понятным и запоминающим.

Активно использую интерактивную доску для уроков – игр,

уроков – путешествий, во внеурочной деятельности. При изучении нового материала

использую демонстрационно – энциклопедические программы например «Детская

энциклопедия Кирилла и Мефодия», «Хочу всё знать».

В своей педагогической деятельности я пришел к выводу, что в современных

условиях, учитывая большую и серьёзную заинтересованность учащихся, можно использовать информационные ресурсы в

качестве мощного инструмента развития мотивации. 

Использование интерактивных технологий на уроках показало, что меняется

отношение учащихся к предмету, ребята не боятся проявлять инициативу,

высказывать собственное мнение.

Работа с картами является необходимым навыком при изучении истории.

Недостаток оснащенности кабинетов истории картами возможно компенсировать за

счет заданий с использованием карт в ЦОРах. У учителя есть возможность выбрать

необходимую из имеющихся карт для формирования более полного представления об

изучаемом событии или эпохи, поскольку именно с этого учителя истории и

географии начинают изучение истории отдельных цивилизаций. Кроме того, в ЦОРах

содержатся задания, предполагающие работу с контурными картами, которые я в

основном применяю при закреплении, обобщении и систематизации знаний. Практика

показывает, что большой интерес у учащихся вызывают интерактивные карты.

Возможность увидеть то или иное сражение в движение, с соответствующими

комментариями существенно повышают интерес учащихся к предмету. При изложении

нового материала, в частности при изучении различных войн и сражений, облегчает

работу представление для детей анимационных карт их можно создать самому

учителю при помощи материалов электронного учебника или электронного издания.

Также анимационные карты, как и флэш-ролики сейчас можно подобрать к уроку в

сети Интернет.

Однако, на

мой взгляд, имеется и определенный недостаток. Каждый учитель истории знает,

что работа с картой начинается со знакомства с памяткой по работе с картой, мы

учим учащихся как правильно показывать границы государства или тот или иной

район восстания, реку или город и т.п., а при использовании карт на ЦОРах этот

навык не формируется.

        Я использую образовательные ресурсы

Интернета для поиска исторических источников, текстов монографий и курсов

лекций, разнообразных методическихматериалов, газетных и журнальных статей,

рефератов. 

Использование информационных

технологий в процессе обобщения и контроля знаний

На уроках истории применяю также презентации с элементами контроля

усвоения знаний – это такие задания, как тесты. Их же можно применить на

уроках, посвященных культурным аспектам, где необходимо, например, из

предложенных архитектурных сооружений выделить те, которые созданы в стиле

классицизма; или найти общие черты в архитектуре Запада и Востока.

Я самостоятельно создаю тестовый материал, адаптированный к требованиям

уровня знаний школьников и к применению в урочном процессе. Эти тестирующие

материалы не исключают индивидуальную подготовку и дают возможности контроля.

Сейчас накоплены интерактивные тесты, задания частично взяты из сборников по

подготовке к ЕНТ разных лет.

 

Диапазон опыта

 На своих уроках я стараюсь организовать живой процесс

обучения, где память играет только вспомогательную роль. Это и учебное

исследование, решение проблем выдвижения и проверки гипотез, рефлексивное,

критическое, творческое мышление, моделирование, аргументация.

Внедрение новых информационных технологий в образовательный

процесс, и, в первую очередь, компьютерной техники, позволяет изменять

традиционную систему образования. Компьютерные программы по истории и географии

направлены не только на формирование знаний и умений, но и на выработку опыта

творческой работы. Каждый урок или этап обучения требует своего типа

программных средств.

На уроках освоения нового материала нужна демонстрационная

программа, которая позволит в доступной, яркой, наглядной форме довести до

учащихся теоретический материал. Например, использование видеороликов, о

наиболее ярких явлениях природы.

На уроках закрепления нового материала целесообразно

использовать контролирующие программы, где учащиеся закрепляют полученные

знания и необходимые навыки данной темы.

Очень часто на уроках истории и географии возникает

потребность в частой смене карт, в использовании наглядно-иллюстративного

материала по теме, в использовании дополнительного материала, выходящего за

рамки учебника и т.д. В этом случае очень хорошим подспорьем может стать

электронная презентация.

В 6 классе электронные презентации позволяют иллюстрировать

изучаемый материал, расширять кругозор учащихся, мотивировать их на изучение

предмета. И это притом, что на изучение практически каждой темы выделяется чаще

всего не более одного урока и за отведенное время необходимо освоить новые

понятия и термины, понять суть изучаемого материала и закрепить материал. Так,

при изучении темы «Вулканы», можно в презентации показать виды разных вулканов

- действующих и потухших, показать внутреннее строение вулкана, вынести

ключевые определения и показать картины извержения вулканов в настоящее время и

в прошлом –«Гибель Помпеи». Для закрепления материала можно на слайде представить

вопросы или задания теста, что позволит сэкономить бумагу на распечатывание

тестов или заданий.

 В 7 классе, где на уроках часто

используется несколько карт, можно карты сканировать и представлять на слайдах

электронной презентации, это позволяет использовать на уроке большее количество

карт, экономит место и время на перевешивание карт, если в работе задействована

и доска.

Таким образом, демонстрация на уроке материалов: карт,

иллюстраций ландшафтов, географических объектов из источников, не доступных всем

ученикам, позволяет учащимся успешно изучать новый материал, так как с помощью

мультимедиа, карт и иллюстраций, более ярко отображается природа изучаемой

территории, демонстрируется на экран.

Средства мультимедиа позволяют направить внимание учеников

на важнейшие объекты и явления, возможен переход от одних объектов к другим в

любой последовательности.

     Для развития интереса к истории и

географии, для расширения кругозора учеников я предлагаю учащимся творческие,

самостоятельные домашние задания с использованием компьютерных технологий:

создание презентаций.

     Например, в 8 классе при изучении

природы отдельных природно-территориальных комплексов можно создать

презентации. Работа с презентацией открывает перед учащимися огромные

познавательные возможности, делая их не только наблюдателями, но и активными

участниками проводимых элементов.

 Использование компьютерных презентаций в преподавании

курса истории и географии в средней школе делает урок наглядным и

выразительным, помогает лучшему усвоению нового материала.  Практика

показывает широкий интерес школьников к таким урокам. Очевидные достоинства

мультимедийных уроков-презентаций в том, что качественно изменяется отношение

ученика к истории и географии как к учебным предметам. Повышается учебная активность

учащихся на уроке. Значительно улучшается восприятие изучаемого материала и его

запоминание.

В

9 классе по предмету «Человек. Общество. Право» по теме «Правовое государство»

при объяснении можно использовать схему «Признаки государства», «Признаки

правового государства», объяснить, используя словарь, термины «государство»,

«разделение властей». В зависимости от целей урока можно

использовать тексты хрестоматии, работу с таблицами или диаграммами. Весь

справочный материал расположен в алфавитном порядке, есть удобная система

быстрого поиска и возможность любую нужную информацию сохранять или выводить на

печать и использовать в качестве раздаточного материала на уроке. Например, при

изучении темы «Права человека» текст Конституции РК можно распечатать заранее,

используя справочно-правовую систему Адилет, или необходимые статьи Конституции

при изучении соответствующей темы.

Так, при изучении раздела «Особенности природы Казахстана» в 8 классе

 можно представить электронные презентации, иллюстрирующие памятники

природы Казахстана, такие как:  «Гусиный перелет», «Царские

курганы»,  «Озеро Балхаш», «Чудо природы - Белуха» и другие. Такие

презентации позволяют создать образ описываемой территории, показывают ее

красоту, уязвимость, что побуждает школьников высказывать свои мысли о

значимости таких мест для человека, о необходимости их охранять, беречь.

Я также пользуюсь

готовыми уроками электронных учебников, вернее, беру отдельные вопросы той или

иной темы в зависимости от целей урока, сложности изучаемого материала,

имеющегося времени, подготовленности класса. Хороший результат получается в том

случае, если перед просмотром фрагмента урока учащимся задается проблемный

вопрос, на который они должны ответить, прослушав и посмотрев учебный материал.

Или составить опорную схему.

Особенный эффект дает

использование иллюстративного материала электронных учебников и пособий  при преподавании, например, таких разделов

истории, как культура. Ведь сколько бы мы не говорили о красоте тех или иных архитектурных

сооружений, памятников, полотен великих мастеров, все же лучше один раз

увидеть, чем сто раз услышать.

Чаще всего в своей

практике я провожу уроки комбинированного типа, где присутствует и опрос

домашнего задания, и объяснение нового материала.

При изучении новой

темы наглядное изображение является зрительной опорой, которая помогает

наиболее полно усвоить подаваемый материал. Богатые коллекцией  иллюстраций электронные учебники, я использую

для создания свих презентаций к уроку. Небольшие презентации на 10-12 слайдов

не просто иллюстрируют объяснение учителя, а позволяют «окунуться» в эпоху,

демонстрируя образ жизни различных слоев населения, достижения  искусства и культуры, создавая яркие образы.

Презентация

может выступать и в качестве наглядного пособия, обучая новым умениям и навыкам

учащихся: составлять схемы, опорные конспекты, таблицы. Например, при

объяснении темы «Средневековые города», ребята учатся составлять схемы. Работая

с текстом учебника, они отвечают на вопросы учителя и составляют опорную схему,

элементы которой появляются на экране по щелчку учителя по мере прочтения и

осмысления учащимися нового материала, а не заранее в готовом виде. Беседуя по

прочитанному, учитель задает вопросы:

 - Как называлась земля феодала? – феод.  По щелчку на экране появляются элементы схемы

– «Феодальная вотчина».

-

На какие части делилась земля феодала? – На господскую и крестьянскую.

Параллельно с ответами учащихся появляются остальные элементы схемы, которые

ребята записывают в тетрадь.

Рассказ

учителя о крестьянской общине сопровождается появлением на экране кратких

тезисов. В качестве закрепления материала предлагается работа с историческим

источником.

Использовать

презентацию на уроке можно и при проверке домашнего задания,

например,

по теме «В рыцарском замке». Фронтальный

опрос можно провести в форме викторины. На слайдах презентации по щелчку

появляются вопросы, сопровождающиеся иллюстрациями, которые являются, своего

рода подсказкой для учеников. Поэтому на основную часть вопросов легко отвечают

и слабоуспевающие ученики, что создает ситуацию успеха на уроке. Описать

снаряжение и экипировку рыцарей тоже помогают картинки презентации с

изображением рыцарей, их вооружения. Также на экране можно показывать фрагменты

текста, предварительно задав к нему вопрос, на который учащиеся должны

ответить.

Составить связный рассказ по темам: «Мой дом – моя

крепость», «На рыцарском турнире», «Посвящение в рыцари» учащимся также помогут

иллюстрации, работа с которыми способствует формированию культурно-эстетических

ценностей, воспитанию чувства прекрасного.

Необходимо привлекать учащихся и к использованию

Интернет-ресурсов. Так домашнее задание объяснить, как возникли и что означают

сегодня выражения: «Копья ломать», «Открытое забрало», «Без страха и упрека»,

«Бросить перчатку», предполагает, что учащиеся могут обратиться за помощью к

словарям и энциклопедиям, а если их нет - к ресурсам Интернета.

Благодаря

техническим возможностям сегодня на уроке учитель может использовать небольшие

фрагменты исторических фильмов, чтобы более ярко, эмоционально, образно  показать масштабность, грандиозность тех или

иных исторических событий. Например, в шестом классе при объяснении нового

материала ребята, затаив дыхание, смотрят эпизоды фильма «Троя», связанные с

изучением в рамках курса истории Древнего мира «Культура Греции» Прочтение

материала учебника, поэтических строк Гомера, подкрепленное просмотром наиболее

ярких эпизодов фильма, обязательно останутся 

в памяти учащихся.

 Интернет-ресурсы

дают возможность использовать видеоролики, по исторической тематике в том

числе. Особенно важно, когда поиском и отбором материала занимаются сами

ученики. Так найденный в Интернете видеоролик «Перл-Харбор», , я использую при

изучении Второй мировой войны, чтобы показать всю жестокость войны.

     

Результативность

опыта

Благодаря использованию вышеописанной методики на 12-15% повысились

результаты  выполнения практических  и лабораторных работ: работа с

документами, эссе, таблицы, рабочие листы. Сложные темы по предметам, которые

до этого тяжело усваивались учащимися, теперь стали проще к пониманию. Слабые

учащиеся стали активно включаться в работу. Процент выполненной работы на уроке

увеличился в среднем на 20-25%.

Постоянное применение информационных технологий оказало влияние и на

количество победителей в различных конкурсах и олимпиадах. Ежегодно мои ученики

участвуют в районной олимпиаде, где практически всегда занимают призовые места.

В 2014 году Лошак Надия заняла 2 место по истории Казахстана, Самойленко

Кристина – 2 место по истории Казахстана, Каримова Марина – 2 место по

географии. В 2015 году Лошак Надия (11 класс) заняла 2 место по истории

Казахстана, Каримова Марина (11 класс) – 2 место по географии, Самойленко

Кристина (9 класс) – 3 место по истории Казахстана. В 2017 году Жомарт Касип

(11 класс) заняла  3 место по истории

Казахстана. В 2015 году учебно-исследовательском проекте ученица 8 класса

Самойленко К. в рамках Международного краеведческого конкурса «Салют, Победа!»,

заняла 2 место. Учащиеся школы практически ежегодно участвуют в Республиканской

дистанционной олимпиаде КИО, где добиваются высоких результатов: 2014 год:

Жомарт Касип – лучший результат района по истории Казахстана, Байдильдина

Гульназ – серебряный результат по географии, 2016 год – Байдильдина Жадыра –

золотой результат по истории Казахстана, 2017 год: Осадчая Дайана – диплом 2

степени по истории Казахстана, Смагулов Дулат – грамота за 3 место по истории

Казахстана. В дистанционной олимпиаде «Инфоурок» в 2015 году дипломами 1-3

степени по всемирной истории и географии были награждены учащиеся:  Яскельчик Тамара, Каримова Марина, Зозуля Екатерина,

Нурмагамбетова Алия, Лошак Надия, Жомарт Касип, Толеубай Сулушаш.   

Кроме этого можно выделить и другие плюсы использования информационных

технологий:

1.               

возросла познавательная

активность учащихся;

2.               

повысилась

мотивация изучения истории и географии;

3.               

стабильно

возрастает качество знаний: от 55% до 70%;

4.               

вырос процент

хорошистов и отличников: на 12% и 5% соответственно;

5.               

возросло число

обучающихся, выбирающих географию и всемирную историю на итоговой аттестации;

6.               

активизировалась

аналитическая деятельность учащихся;

7.               

активизировался

творческий потенциал учащихся и учителя. 

          Хотелось бы сказать, что ни компьютер сам по себе, ни информационные

технологии, ни какое - либо другое средство обучения не в состоянии заменить

педагога, живое слово, непосредственное общение. Цель, главным образом, состоит

во включении компьютерных технологий в процесс обучения путем организованной и

педагогически обоснованной учебной и внеурочной деятельности. С моей точки

зрения, применение информационных технологий надо рассматривать как одну из

возможных технологий преподавания предмета, разумно сочетая с традиционными

формации обучения, не увлекаясь и не чрезмерно злоупотребляя модным веянием в

современной школе. Использование ИКТ в большей степени говорит нам о единстве

образовательного процесса, поскольку их применение должно быть ориентированно

на учебную нагрузку школьников и не нарушать здоровьесберегающих факторов

развития ребенка, иначе результативность их использования будет невысокой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

1.   

Брыкова О.В.

ИКТ в предметной области. Часть IV.

История и обществознание. – СПб. ГОУ ДПО ЦПКС СПб, 2010. – 76с.

2.    Методика преподавания истории

http://history.ru/

3.   

 Полат Е.С. М., Владос, Интернет в гуманитарном

образовании. 2001 г.

4.    Сайт «Кирилл и Мефодий»http://www.km.ru/

5.    Сеть творческих учителей

http://it-n.ru/

6.   

Селевко Г.К.

Современные образовательные технологии: учебное пособие. – М.: Народное

образование, 1998. – 256 с.

7.   

Чернов А.В. Использование

информационных технологий в преподавании истории и обществознания. //

Преподавание истории в школе. 2001 № 8. С.40-46

8.   

Шевченко Н.И.  «Педагогические технологии: социализация

школьников на уроках обществознания»//Москва: Изд-во «Русское слово»,2008г.

9.   

Электронное пособие. Обществознание 9 –

11 классы. – Волгоград.: «Учитель», 2010

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Приложение №1 – Конспекты уроков.

Приложение № 2 – Фотоматериалы и

компьютерные презентации опыта.

Приложение № 3 – Тексты выступлений,

докладов, статей.

Приложение № 4 – Материалы

подтверждающие результативность опыта.

 

 

 

Просмотров: 389


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст