"Ақмола облысы білім басқармасының Есіл ауданы бойынша білім бөлімі Московский ауылының жалпы орта білім беретін мектебі" коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Коммунальное государственное учреждение "Общеобразовательная школа села Московское отдела образования по Есильскому району управления образования Акмолинской области"

СоцСети

    

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Психологический комфорт в школе - важное условие эффективности обучения и воспитания.

29.03.2018

Психологический комфорт в школе - важное условие эффективности обучения

и воспитания.

Что такое комфорт?

 

Комфорт - заимствовано из

английского языка, где comfort «поддержка, укрепление» («Этимологический

словарь», Н. М. Шанский).

Комфорт - условия жизни, пребывания, обстановка,

обеспечивающие удобство, спокойствие и уют. («Толковый словарь русского языка»,

С. И. Ожегов).

Психологический комфорт - условия жизни, при которых человек

чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.

В инновационных образовательных системах принцип

психологической комфортности является ведущим. Он предполагает снятие (по

возможности) всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в

школе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает детей, и в которой они чувствуют

себя «как дома».

Никакие успехи в учебе не принесут пользы, если они

«замешаны» на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребенка. Как писал

поэт Борис Слуцкий:

Ничему меня не научит

То, что тычет, талдычит, жучит...

        Однако

психологическая комфортность необходима не только для развития ребенка и

усвоения им знаний. От этого зависит физическое состояние детей. Адаптация к

конкретным условиям, к конкретной образовательной и социальной среде, создание

атмосферы доброжелательности позволяют снять напряженность и неврозы,

разрушающие здоровье детей.

Если рассматривать факторы, формирующие здоровье человека,

то мы увидим, что наследственность определяет 15-20%, здоровье, медицина и

экология – по 10-15%, а окружающая среда – 50-55%. Что же входит в понятие

«окружающая среда»? В первую очередь, это социум (друзья, школа и т.д.). В

школе  большая часть времени занята уроками. Следовательно, очень важно

то, насколько урок как «окружающая среда» обеспечивает ребенку и педагогу

комфортное состояние.

     Можно выделить несколько групп факторов,

составляющих окружение школьника. Это:

- психолого-педагогические факторы (личность учителя,

сложность учебной программы, возможности ребенка усвоить эту программу);

- социальные (статус в классе, отношения с другими учениками

вне класса и т.д.);

- физические (школьное пространство, включая обстановку,

освещенность, режим дня, качество питания и т.д.)

   В настоящее время ученые в области педагогики и

психологии, учителя-практики говорят и пишут о гуманизации образования, об

индивидуальном подходе к ученику в процессе обучения и воспитания, о внимании к

каждому ребенку, о создании в школе атмосферы психологического

комфорта. Задача учителя организовать определенную систему мер по созданию

психологического комфорта на уроке.

Факторы, мешающие психологическому комфорту у обучающихся:

 -неуверенность

в себе;

 -повышенная утомляемость;

 -замедленность темпа деятельности;

 -повышенная потребность во внимании;

 -повышенная двигательная активность;

 -трудности в переключении с одной деятельности на

другую.

 У учителей (по данным статистики) факторами

возникновения дискомфорта выступают:

-физическая и психологическая напряженность труда;

 -постоянное оценивание со стороны различных людей;

 -высокий уровень ответственности;

 -тенденция агрессивного отношения со стороны родителей

и учащихся;

 -разные стили управления педагогическими кадрами.

Критерии психологического комфорта урока:

Отсутствие усталости у детей и учителя

Положительный эмоциональный настрой

Удовлетворение от сделанной работы

Желание продолжать работу

Создание ситуации успеха как один из факторов обеспечения

психологического комфорта на уроке.

Игра «Угадай эмоцию»

Создание ситуации успеха как один из факторов обеспечения

психологического комфорта на уроке

С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое

целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается

возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой

личности, так и коллектива в целом.

Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы

создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. Здесь важно разделить понятия

“успех” и “ситуация успеха”. Ситуация – это сочетание условий, которые

обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации. Ситуация это то,

что способен организовать учитель: переживание же радости, успеха нечто более

субъективное, скрытое в значительной мере взгляду со стороны. Задача учителя в

том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить

радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.

Переживание учеником ситуации успеха:

- повышает мотивацию учения и развивает познавательные

интересы, позволяет ученику почувствовать удовлетворение от учебной

деятельности;

- стимулирует к высокой результативности труда;

- корректирует личностные особенности такие, как

тревожность, неуверенность, самооценку;

- развивает инициативность, креативность, активность;

- поддерживает в классе благоприятный психологический

климат.

Словесные поощрения,  подбадривающие ученика, вызывающие у

него уверенность в своих силах, стремление соответствовать оценке учителя.

Ты делаешь это сегодня значительно лучше!

Замечательно!

Продолжай работать так же, ты добьешься большего.

Так держать!

Это успешное начало.

Отлично!

Ты прав.

Превосходно!

Умничка!

Молодчина!

Большое тебе спасибо!

Твои успехи все заметнее.

Это твоя победа!

Я верю в тебя.

Спасибо.

 

 

 

Заповеди учителя

 

– Уважай детей! Защити их любовью и правдой.

– Не навреди! Ищи в детях хорошее.

– Замечай и отмечай малейший успех ученика. От постоянных

неудач дети озлобляются.

– Не приписывай успех себе, а вину ученику.

– Ошибся – извинись, но ошибайся реже. Будь великодушным,

умей прощать.

– На уроке создавай ситуацию успеха.

– Не кричи, не оскорбляй ученика ни при каких

обстоятельствах.

– Хвали в присутствии коллектива, а прощай наедине.

– Только приблизив к себе ребенка можно влиять на развитие

его духовного мира.

– Не ищи в лице родителей средство для расправы за

собственную беспомощность в общении с детьми.

– Оценивай поступок, а не личность.

– Дай ребенку ощутить, что сочувствуешь ему, веришь в него,

хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность.

 

Просмотров: 1091


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст