Формирование умений и
навыков исследовательской деятельности
на уроках литературы
...не мыслям надобно учить, а учить
мыслить.
Кант.
Эти еще в юности, глубоко запавшие в душу
слова, стали моим профессиональным девизом. По большому счёту, моя
главная цель - это душа ребёнка, проблемы нравственности, развитие
творческой личности. Поэтому я считаю, что именно исследовательская деятельность помогает в формировании творческого
потенциала человека.
Работа над данной темой в течение 4 лет показала, что
использование проблемных, поисковых,
исследовательских, эвристических методов обучения делает процесс обучения более
продуктивным.
На основе этого мною выработаны
системные подходы, реализованные в приоритетных направлениях.
Приоритетными
в своей работе считаю следующие:
развитие исследовательских навыков учащихся
на уроке;
использование современных педагогических
технологий;
диагностику учебного процесса;
рефлексию.
Для успешной организации исследовательской деятельности
на уроке тщательно продумываю разнообразные формы: урок - творческий отчет, урок-защита идей,
урок - ролевая игра, урок-семинар, урок «Мой поэт», «Мой герой», урок открытых
мыслей, урок-защита диссертации, урок-конференция, урок - круглый стол.
Большие возможности открывает самостоятельная
работа. Дидактическая ценность ее заключается в конкретном показе поступательного
продвижения учащихся от простого к сложному, от подражания к творчеству, что
заставляет школьников проявлять элементарные исследовательские умения,
самостоятельно вести поиск и определять пути решения поставленной задачи.
Важным для будущих ребят–исследователей
оказывается умение работать с имеющейся информацией, умение добывать
необходимый научный материал, умение грамотно систематизировать, логически
распределять имеющиеся данные, умение выделить в изучаемой монографии
информационный центр, а также умение свертывать информацию путем исключения
избыточной. Дети учатся составлять разные типы конспектов (смешанные,
монографические, сводные или обзорные), разные типы рефератов
(классификационные, познавательные, исследовательские), учатся пользоваться
разными видами чтения.
Какими же
могут быть первые шаги начинающих исследователей?
Курс литературы в 5-6 классах предоставляет много возможностей для этого.
Например, изучается "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях".
Программа содержит тезис: "Близость сказки Пушкина к народным
сказкам"... Как же не сказать, что истоком послужила народная сказка,
записанная поэтом со слов Арины Родионовны? Для развития подростков-читателей
интересно и важно посмотреть, что и как придумывает Пушкин, попробовать
догадаться, зачем он это делает? Так возникает исследовательская задача,
соединяющая учебный и научный смысл.
В соответствии с
программой дети в среднем звене осваивают начальные понятия о литературе как
искусстве слова; именно на этой ступени крайне важным для меня является ведение
детей к обобщениям, учу не только повторять и иллюстрировать теоретические
понятия, но пользоваться ими как инструментом познания. Иначе литературная
теория будет накапливаться в виде материала для заучивания.
Иногда
организовать поисковый процесс бывает очень просто, достаточно спросить
неожиданную вещь. Например, изучая роман Даниэля Дефо в 5 классе,
поинтересоваться, кто напугал Робинзона Крузо в тёмной пещере протяжным и
долгим вздохом? Те, кто не читал ранее, когда было просто задано прочесть,
начинают читать и искать ответ. Конечно, исследовательской работой, в прямом
смысле слова, это не назовёшь. Но, найдя неожиданный ответ, что это был лишь
старый козёл, который забрался в пещеру умирать, ребёнок испытывает чувство
радости самостоятельно найденной отгадки. Моя цель достигнута – ребята читали,
читали внимательно и получили удовольствие от чтения. Что само по себе в наше
время имеет очень большое значение.
Учащиеся любого возраста легко вовлекаются
в исследовательскую деятельность, она становится для них естественной. Иногда у
ребят бывают неожиданные находки, например, при изучении романа А.С. Пушкина «Дубровский» поставлена
задача – сопоставить изображение имений в романе и имений Пушкина,
Михайловского и Покровского, использовать текст романа и статью в учебнике.
Сравнили, пришли к нужному выводу, что великий Александр Сергеевич Пушкин явно
писал «с натуры» А потом вдруг неожиданно обнаружили, что не только описание
имений сходится,
но и имя одной из героинь романа, старой няни Дубровского - Орина
Егоровна, созвучно с именем няни Пушкина – Арина Родионовна. Так вводится
понятие – прототип литературного персонажа. Безусловно, ситуация открытия была
срежиссирована мною. Но «Эврика!» прозвучала на следующем уроке и для меня,
когда одна из девочек 6 класса принесла на урок книгу, содержащую письмо Арины
Родионовны к Пушкину: « Государь ты наш, я твоя старая нянька, решилась
доложить тебе…». Почти слово в слово совпадает с письмом няни из романа.
Для детей это было открытие, которое они
сделали для себя сами и увлеклись настолько, что нашли сведения о 3 томе
романа, где Маша с Дубровским вновь встречаются…
Исследование на уроках помогает плодотворно
освоить большой и сложный материал и в более старших классах.
Например, урок-защита идей по «Слову
о полку Игореве». Мы работаем над языком «Слова о полку
Игореве». Исходя из фразы Шкляревского «В „Слове...“ много простора,
движения, звуков, красок», определили
следующие направления исследования:
цветовая гамма, составление спектра
произведения;
звуковая гамма «Слова...»;
глаголы движения в «Слове...»;
топонимический словарь «Слова...»;
география «Слова», составление карты;
психологический портрет автора «Слова».
По количеству
выдвинутых гипотез были созданы научные группы со звучными названиями:
НИИ
Топонимики (составлял топонимический словарь «Слова»)
НИИ
Психологии (составлял психологический портрет автора) и т. д.
Чем
же оказалась ценна такая работа учащихся?
Произошло
заинтересованное знакомство с текстом произведения в разных переводах
и в оригинале.
Сочетание
исследовательских и творческих задач позволили реализовать себя каждому
ученику.
Например, важной победой для меня является
выступление слабых учеников с защитой собственного рисунка
«Психологический портрет автора «Слова», составленным иллюстрированным сборником
по «Слову».
Всегда существует проблема, как дать
ребятам тему «Лирические отступления в романе «Евгений Онегин» в 9 классе.
Материал большой, рассказывать о лирических отступлениях можно долго. Только
нужно ли? И мы решили пойти путём поиска и открытий.
В романе 8 глав, ребята разделились на 8
групп и получили задание: найти лирические отступления в каждой главе,
внимательно перечесть их, посчитать, определить тематику, средства
художественной выразительности, при этом в каждой группе работал статист,
который вёл подсчёт, сколько раз Пушкин использует олицетворение, эпитеты,
метафоры. Затем на доске была сделана гигантская таблица, где каждая группа
отразила результат своего поиска. И ребята могли провести наблюдение.
Оказалось, что максимальное количество лирических отступлений в
первой и последней главе. Чем динамичнее сюжет, тем лирических отступлений
меньше. Был сделан вывод, что Пушкин тяготеет к эпитету и метафоре. Ценно то,
что дети почувствовали вкус поисковой
работы, им было интересно работать самим. Урок, который обещал скучную
лекцию учителя, неожиданно превратился в интересное дело.
Важной остается и взаимосвязь
литературы и русского языка. Здесь и работа с текстом, связанная с основными видами речевой
деятельности, здесь же совершенствуются орфографические, пунктуационные навыки.
С помощью
компьютерных технологий ребятами создан иллюстрированный сборник стихотворений
«Мой Державин». Идея состояла
в том, что оды Державина тяжелы для прочтения, поэтому поместить в сборник
яркие отрывки, то есть то, что звучит современно. Таким же образом
воспеты стихотворения Тютчева, Фета, Цветаевой.
Интересны и такие формы уроков, как
«Мой герой», «Мой поэт». Они дают большой простор для исследовательской
деятельности. И в связи с большим количеством творческих заданий
позволяют даже слабым ученикам участвовать с большой отдачей в общей
работе класса.
Занимательна и такая форма
урока, как творческий отчет.
Самостоятельная исследовательская работа учащихся по подготовке
докладов, рефератов создает творческую атмосферу духовного общения.
.
Приобщение
учащихся к исследовательской деятельности дает возможность осуществлять
оперативный контроль промежуточных результатов деятельности учащихся, позволяет
повысить темп урока,
увеличив его педагогический эффект, помогает направить внимание
на решение более сложных вопросов, требующих высокой квалификации
и творческого мышления.
Развитие
исследовательских умений и навыков учащихся помогло достичь определенных
целей: поднять интерес учащихся к учебе, мотивировать их
на достижение более высоких результатов.
Совместно с психологом школы в этом году мною проведено
анкетирование учащихся с целью выявления уровня мотивации к изучению
русского языка и литературы. Выявлено, что по сравнению
с данными прошлых лет у учащихся наметился рост мотивации
к изучению русского языка на 12% и литературы на 15%.
Работы,
сделанные учащимися, готовят их к исследовательской деятельности
на студенческой скамье. Я думаю, что мои выпускники когда-нибудь с
благодарностью скажут о том, что получили необходимые навыки в школе
и смогли успешно справиться с более серьезными научными
исследованиями — курсовыми и дипломными работами.