Тема: Союз как служебная часть речи.
Сочинительные и подчинительные союзы.
Цель: сформировать знания учащихся о сюзе как части речи,
познакомить
с
делением союзов на подчинительные и сочинительные и их значениями.
Задачи: формирование умения разграничивать сочинительные
и подчинительные союзы; совершенствовать навык
постановки запятой в сложном
предложении;
развитие внимания, орфографической и
пунктуационной грамотности
учащихся.
Оборудование: интерактивная доска, презентация, раздаточный материал.
Тип урока: урок – исследование в групповой форме.
Ход урока:
І.
Организационный момент. Приветствие учителя,
эмоциональный настрой детей:
Не ленись и улыбайся!
Всем законам подчиняйся –
А закон у нас такой – доказать талантик свой!
Класс сидит в 2-х группах. Запись числа и темы
урока.
Постановка
цели урока.
Обращение к эпиграфу:
Скажи мне – и я забуду;
Покажи мне – и я запомню;
Дай сделать – и я пойму!
(Китайская
притча)
Именно
по этому принципу мы сегодня будем работать на уроке.
ІІ.
Орфографическая минутка.
На доске слова: вставить пропущенные буквы,
объяснить.
1 группа: Засыпа...ый, реше...ый,
ране...ый, нежда...ый, копче...ый.
Досух..., исчерн...,
влев..., засветл... .
2 группа:
Когда (нибудь), где (то), едва (едва), точь
(в) точь, (по) олимпийски. (В) течени..., (в) продолжени..., (в) следств...,
(не) смотря на.
ІІІ. Игра
«Снежный ком».
Группы, кидая теннисный шарик друг другу,
задают по 3 вопроса на повторение темы «Предлог», если команда не отвечает, задающие
сами отвечают на вопрос.
1. Что такое предлог?
2. Что предлоги выражают?
3. Являются ли предлоги членами предложения?
4. На какие 2 группы делятся по значению?
5. Чем отличаются производные от
непроизводных?
6. Приведите примеры составных, сложных и
простых предлогов?
ІV. Синтаксический
разбор предложения, морфологический разбор предлога. Начертить схему предложения.
В
течение февраля в городе Сочи проходили зимние олимпийские игры, и в связи с
этим мы болели за казахстанских спортсменов. (воспитательная беседа).
V. Тема урока.
1. Работа учащихся с маркировачной таблицей
(группами). Заполнить, что вы уже знаете о союзе, что хотите узнать.
Знаю |
Хочу узнать |
Узнал новое |
Служебная часть речи, связывает однородные члены и предложения, не является членами предложения, неизменяемое |
Какие бывают союзы, их правописание. |
|
2. В группах изучают § 52, стр 182-183. Заполняют 3 графу таблицы,
составляют кластеры о союзе.
3. Выходят с кластерами и рассказывают о союзе
то, что узнали.
4. Кластер:
Лингвофизминутка «Повторяем части речи»
VІ. Закрепление.
1. Учитель читает текст.
Если не дорог тебе твой край, где босиком
оббегал каждый уголок, если не чтишь ты законов своего народа и не любишь свой
отчим дом, ты зря живешь на свете: иссохнет твое сердце, зачерствеет твоя душа
и не воздатся тебе от щедрости земли, от ее красоты, от ее изобилия.
(М.Шаханов). (Воспитательная работа)
- О чем слова Шаханова?
- Как надо жить? Стиль? Тип
речи?
- Выписать союзы,
определить, к какой группе по значению относятся.
2. Из 2-х простых составить сложные
предложения с помощью подходящих союзов, определить их по значению:
1
вариант: Мы
вернулись в деревню. Уже все спали. Веет теплый ветер. Легкий пар клубится у
реки.
2 вариант: Ребята очень устали. Работа была еще не закончена.
Путешественники приблизились к роднику. Напиться воды.
3. Мини – сочинение по группам:
1 группа: Если хочешь много знать, надо мало спать.
2 группа: Корень учения горек, да плод его сладок.
С использованием союзов из таблицы, стр 182.
4. Решение тестов. (на интерактивной доске).
Записать вариант ответа.
Тест
1.
Служебная часть
речи, которая служит для связи простых предложений в составе сложного,
называется:
А) союз
Б) предлог
В) частица
2. Укажите верное утверждение.
Союзы делятся на:
А) сочинительные и подчиниетльные
Б) служебные и знаменательные
В) производные и непроизводные
3. Выберите ответ, где слова в ряду – союзы:
А) как, который, и
Б) за, да, чтобы
В) потому что, зато, но
4. Укажите варинат ответа, в котором все союзы сочинительные:
А) где, зато, также
Б) и, однако, же
В) что, когда, да
5. Укажите предложение, в котором союз и соединяет однородные члены (знаки препинания не
расставлены):
А) Мы долго не могли выбраться из леса и нам пришлось задержаться.
Б) На улице сегодня сильный мороз и поездка отменяется.
В) Я вернусь и все вам расскажу.
6. Укажите вариант ответа, в котором все союзы подчинительные:
А) Что, чтобы, как.
Б) Но, зато, потому что.
В) То, либо, тоже.
Ответы: 1.А. 2.А. 3.В. 4.Б. 5.В.
6.А.
VІІ. Обобщение. Рефлексия. Составить синквейн о союзе.
Союз
Сочинительный,
подчинительный
Связывает,
употребляется, не является
Служебная часть
речи
Неизменяемый.
VІІІ. Домашнее задание: § 52, стр. 182
Упр.426