"Ақмола облысы білім басқармасының Есіл ауданы бойынша білім бөлімі Московский ауылының жалпы орта білім беретін мектебі" коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Коммунальное государственное учреждение "Общеобразовательная школа села Московское отдела образования по Есильскому району управления образования Акмолинской области"

СоцСети

    

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Разработка конспектов занятий этических бесед для детей дошкольного возраста

11.05.2018

Министерство

образования и науки Республики  Казахстан

Филиал

АО НЦПК «Өрлеу» Института повышения квалификации

педагогических

работников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа слушателя

курсов повышения квалификации воспитателей мини-центров.

 

Тема:

«Разработка конспектов занятий этических бесед для детей дошкольного возраста»

                                                                

 

 

 

Подготовила:

Надыркулова Д.М.

воспитатель

мини-центра «Куаныш» при КГУ

«Московская СШ»,

Есильский  район

с.Московское

Проверила:

Жалмуханова Жанылсын Утегеновна,

старший преподователь

АО «Филиала «НЦПКӨрлеу»  ИПК ПР

по Акмолинской области»

 

 

 

 

 

 

Кокшетау 2018

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

І. Введение.

 

ІІ. Основная часть. 

2.1 Особенности этических бесед в

организации дошкольного возраста.

 

 

ІІІ.Заключение.

 

ІV.Список используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

І. Введение

Дошкольное

детство – важнейший период в нравственном становлении личности. Одним из направлений

в нравственном развитии ребёнка является воспитание культуры поведения.

Многие учёные,

занимающиеся проблемой формирования культуры поведения, утверждают, что этому

вопросу уделяют недостаточное внимание. Причина видится в том, что взрослые ещё

сами не до конца осознали значимость самого понятия «культура поведения»

особенно сейчас, в переходный период, когда основные составляющие нравственного

воспитания претерпевают некоторые изменения.

Проблемой воспитания

культуры поведения занимались такие педагоги как: Петерина С.В., Яковенко Т.,

Ходонецких З., Теплюк С., Островская, Ерофеева, Барахтова, Юдина, Рычашкова и

другие.

Формирование основ

культуры поведения начинается с самых первых лет жизни ребёнка. Он, подражая

взрослому человеку, начинает осваивать основные нормы общения. К старшему

дошкольному возрасту у ребёнка могут быть воспитаны довольно устойчивые формы

поведения, отношение к окружающему соответственно усвоенным моральным нормам и правилам.

 

1.1 Цель данной работы: изучить возможности

использования этических бесед как метода формирования представлений у детей

старшего дошкольного возраста о поведенческой культуре.

1.2 Актуальность данной

проблемы

Актуальность

проблемы нравственного воспитания дошкольников вызвана тем, что система

общественного воспитания играет большую роль в нравственном становлении

личности.

Отсюда

возникают противоречия:

·                                                                                                                                       

между

необходимостью воспитания культуры поведения в современном обществе и

недостаточным вниманием к воспитанию культуры поведения в дошкольном

образовательном учреждении;

·                                                                                                                                       

между

достаточной разработанностью проблемы воспитания культуры поведения в теории

дошкольной педагогики и отсутствием системы работы по воспитанию культуры

поведения в практике работы с детьми.

Проблема исследования - каковы возможности

использования этических бесед как метода формирования представления культуры

поведения у детей дошкольного возраста?

1.3 Задачи

*

Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме этическая

беседа как метод формирования представлений у детей старшего дошкольного

возраста о поведенческой культуре.

*  Разработать систему по формированию

поведенческой культуры детей старшего дошкольного возраста.

*

Сформулировать методические рекомендации по использованию этических бесед как

метода формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о

поведенческой культуре.

 

ІІ. Основная часть

2.1 Особенности использования этических бесед в процессе формирования

представлений детей старшего дошкольного возраста о поведенческой культуре

 

Эффективным методом воспитательной работы с

дошкольниками является этическая беседа. У детей старшей группы необходимо

активно и последовательно формировать дружеские взаимоотношения, привычку

играть и заниматься сообща, умение подчиняться требованиям, в своих поступках

следовать примеру хороших людей, положительным, героическим персонажем

известных художественных произведений.

В культуре поведения детей дошкольного возраста

продолжает занимать большое место воспитание культуры общения. Формирования

уважения к окружающим, доброжелательности, волевых качеств, сдержанности

происходит в коллективе сверстников. Коллектив играет в жизни детей все большую

роль, взаимоотношения детей усложняются.

В воспитании любого нравственного качества применяются

различные средства воспитания. В общей системе нравственного воспитания важное

место занимает группа средств, направленных на воспитание нравственных

убеждений, суждений, оценок и понятий. К этой группе относятся этические

беседы. Эффективным методом уточнения систематизации нравственных представлений

старших дошкольников является этическая беседа. Такие беседы должны органически

быть включены в систему многообразных методов воспитания.

Посредством этических бесед воспитатель связывает

между собой в сознании детей разрозненные представления в единое целое - основу

будущей системы нравственных оценок. Именно усвоение этических понятий в

определенной системе помогает старшему дошкольнику разобраться в сущности

понятий добра, общего блага, справедливости формирует первоначальное понятие о

человеческом достоинстве.

Влияние нравственного сознания старшего дошкольника на

само регуляцию его поведения ещё не велико, но в старшем дошкольном возрасте

ребёнок уже в состоянии оценивать своё поведение. Поэтому темы этических бесед

должны обязательно включать ведущие для данной возрастной группы понятия: «Моя

мама», «Моя семья», «Детский сад», «Мои товарищи», «Я дома» и другие.

Названные темы могут быть конкретизированы и дополнены

в зависимости от представлений, знаний, уровня воспитанности. Важно, чтобы

содержание перечисленных ведущих тем, и тем дополняющих, обязательно

связывалось со всем содержанием педагогического процесса. Без этого нельзя

обеспечить эффективность нравственного воспитания, а также систематизировать и

обобщать представления о нравственности, которые приобрели дети в предыдущих

группах.

Этические беседы, их результаты должны непосредственно

проявляться в практике поведения, поступках детей в различных ситуациях. Что

очень важно для закрепления результатов педагогического воздействия.

В формировании этических представлений и гуманных

чувств у детей старшего дошкольного возраста особое место принадлежит беседам.

Они побуждают детей к осознанию поступков, явлений, ситуаций морального

характера. Этическая беседа является одной из форм ознакомления детей с

моральными нормами. Дети узнают, что отношения людей друг к другу проявляются в

различных действиях, которые с точки зрения моральных норм оцениваются как

хорошие и плохие, правильные и неправильные.

Благодаря беседам на этические темы воспитатель имеет

возможность на конкретных примерах показать, что содержат в себе такие понятия,

как «доброта», «честность», «правдивость», «смелость», «справедливость»,

«дружба» и так далее. С помощью таких бесед воспитатель может ставить детей

перед выбором поступка. В этой связи он формулирует вопросы с нравственной

направленностью, так, чтобы они пробуждали у детей активность, самостоятельность

в решении поставленной задачи.

Беседовать можно на занятиях со всеми детьми или

только с некоторыми, а также индивидуально в процессе проведения режимных

моментов, игр, труда. Это могут быть краткие вопросы, содержащие проблему

нравственного выбора и побуждающие ребенка к оценке поступка, когда он

руководствуется усвоенными моральными нормами. Это могут быть ситуации с

моральной направленностью. Их целесообразно обсуждать коллективно. В процессе

беседы дети высказывают свои суждения и выслушивают мнения других, отстаивают

свою точку зрения, а также, если необходимо, могут отказываться от

первоначального мнения.

Конечная цель, к которой стремится воспитатель в ходе

этической беседы: формирование гуманной личности, таких фундаментальных качеств,

как чувство справедливости, ответственности, доброты, готовности оказать помощь

тому, кто в ней нуждается и другое.

Это длительный процесс, требующий решения ряда задач:

1. научить детей выявлять смысл воспринимаемых

событий;

2. дать представление о моральной стороне человеческих

отношений, опираясь на жизненные образцы, образы художественной литературы и

других видов искусства;

3. способствовать накоплению и обобщению

эмоционально-положительного отношения к образам добрых героев и их поступкам;

4. формировать умение обоснованно оценивать свои

поступки и поступки других людей с точки зрения принятых моральных норм;

5. учить соблюдать правила поведения.

Дети очень любят, когда им читают взрослые. Они

стремятся к общению с воспитателем, испытывают чувство удовлетворения и даже

гордости, отвечая на вопросы и получая одобрение, особенно, если воспитатель

обрисовывает важность обсуждаемых вопросов. Если воспитатель не поддерживает

эмоциональное отношение детей к беседе, не говорит о ее важности, появляется

опасность формализации данного вида работы.

Связь бесед с реальной жизнью и деятельностью детей

поддерживается практическими заданиями, которые предлагаются дошкольникам в

свободное время, если нет времени на занятии. Задания подбираются по

прочитанным произведениям.

От того, как проводится беседа, во многом зависит

осмысление детьми обсуждаемой ситуации. Она не должна быть назидательной,

поэтому воспитатель не навязывает своего мнения, а побуждает детей к

размышлению, к высказыванию собственного мнения. И здесь имеет немаловажное

значение эмоциональное отношение самого педагога к обсуждаемой ситуации. Его

голос, мимика, жест подчеркивают отношения к той нравственной проблеме, которая

заключена в содержании ситуации.

Для наиболее полноценного осмысления нравственной сути

ситуации важно четко и правильно сформулировать вопросы, логически

последовательно их поставить, чтобы они были проблемными, то есть направляли на

решение нравственно-этической проблемы. Целесообразно, чтобы содержание бесед

опиралось на личный опыт детей, их жизненные впечатления и переживания.

При использовании этических бесед в процессе

формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о поведенческой

культуре необходимо учитывать особенности такие, как опора на собственный опыт

детей, их жизненные впечатления и переживания, выбор правильного поступка. А

также дети должны высказывать свои суждения и выслушивать мнения других,

отстаивать свою точку зрения. Для лучшего усвоения знаний о поведенческой

культуре беседа не должна носить назидательный характер.

 

2.2 Разработка конспектов занятий этических бесед для

детей дошкольного возраста.

Связь бесед с реальной жизнью и

деятельностью детей поддерживается практическими заданиями, которые

предлагаются дошкольникам в свободное время, если нет времени на занятии.

Задания подбираются по прочитанным произведениям. Например, воспитатель может

попросить детей придумать новый конец рассказа, сказки (чтобы узнать, как герои

жили дальше; изменить плохой конец на хороший и т. д.); нарисовать понравившегося

героя. Если дошкольники затрудняются нарисовать рисунок, следует предложить им

описать задуманное словами. Потом можно организовать выставку детских рисунков,

что даст возможность еще раз вспомнить то или иное правило.

Примеры этических бесед:

Этические беседы на тему «Вежливость»

Цель: ребёнок должен

уметь пользоваться вежливыми словами, вырабатывать соответствующие навыки

культурного поведения, соблюдать правила этикета, на примере образов

литературных героев, стимулировать положительные формы поведения и тормозить

негативные.

Занятие

№1 Тема:

«Зачем говорят «здравствуй» (5 -6лет).

Цель: в

ходе беседы напомнить детям вежливые слова, разъяснить, что они выражают доброе

отношение к другим людям. Вопросы к детям:

Что вы

говорите, когда приходят к нам утром в детский дом гости или другие взрослые?

Кому вы

говорите ещё «здравствуйте»?

Что вы

говорите вечером, когда уходят они домой?

Все ли

знают эти слова и всегда ли о них вспоминают - это мы узнаем из небольшого

рассказа о Вини - Пухе и Кролике.

Вини- Пух

решил навестить своего друга Кролика. Он знал, что Кролик ходил в школу

вежливых наук и хотел узнать, что это такое.

Подойдя к

домику Кролика, Пух открыл дверь, вошел и громко крикнул: «Я пришел узнать, в

какую школу ты ходил». Кролик любил Пуха, но не любил тех, кто был невежлив.

Пух,

почему ты не сказал мне «здравствуй»?

Но ведь

мы же друзья, - удивился Пух.

А разве

другу ты не хочешь пожелать здоровья? - обиделся Кролик.

Кролик

рассказал Пуху обо всем, что узнал в школе вежливости. Теперь, когда Вини- Пух

и Кролик встречались, они всегда говорили друг другу «здравствуй», то есть

желали друг другу здоровья, а когда расставались, говорили «до свидания».

Завершая

беседу уточнить с детьми: говоря «здравствуй», мы выражаем свое дружеское

расположение, хорошее отношение к собеседнику;

слово «до

свидания» говорит о том, что друзья хотят увидеться вновь, это свидетельствует

об их добром отношении друг к другу.

Занятие №2 Тема: «Праздник вежливости»

(5- 6 лет).

Цель: в

ходе беседы обратить внимание детей на то, что вежливые слова помогают людям

поддерживать добрые отношения.

Занятие

№ 3 Тема:

«Вежливая просьба» (5-6 лет).

Цель: в

ходе этой беседы помочь детям осознать значение вежливых слов при обращении к

кому-либо с просьбой.

Занятие

№ 4 Тема: «Фея учит вежливости»

(5-6 лет).

Цель: в

процессе беседы вместе с детьми вспомнить правила вежливого обращения.

 

 

Этические беседы на тему «Дружба»

Цель: иметь привычку

дружно играть и трудиться сообща, договариваться, помогать друг другу, обобщать

знания о дружбе, помогать укрепить дружеские отношения.

Занятие №1 Тема: «Почему нужно уметь

уступать» (5-6 лет).

Цель: в

ходе беседы учить детей избегать ссор, уступать и договариваться друг с другом.

Беседа по

вопросам:

Кто из

вас умеет играть дружно? (Педагог может описать дружные игры детей, которые ему

приходилось наблюдать.)

Во что вы

любите играть?

Ссоритесь

ли вы во время игры? Из-за чего вы ссоритесь?

Затем

педагог предлагает детям послушать рассказ:

Света

пришла в садик после болезни. Ее подруга Поля встретила девочку с радостью:

«Теперь мы с тобой будем играть!» Света предложила играть в доктора. «Я буду

доктор, я знаю, как лечить». Полина согласилась. Доктор выслушивал кукол

трубочкой, смотрел горло, делал уколы, иногда ставил банки.

Вечером

Поля рассказывала маме: «Мы со Светой так хорошо играли в доктора! Только Света

уронила шприц и хотела сделать укол. А я не разрешила. Он грязный, это вредно

для детей. Света рассердилась: „Я сама знаю", - и не захотела играть

дальше. А я ей сказала: „Тебе бы так грязным!". И она согласилась. Завтра

мы опять будем играть». На другой день Поля и Света хотели опять играть в

доктора. «Теперь я буду доктором», - заявила Поля. «Нет, будем играть как:

вчера», - не согласилась Света. Полина недовольно молчала. Света стала

настаивать: «Сейчас будем играть как вчера, а завтра ты будешь доктором». Поля

подумала и сказала: «Завтра я буду доктором, - а потом добавила; - И

послезавтра».

Можно ли

сказать, что Света и Поля играли дружно? Почему вы так думаете?

Были ли споры

между девочками?

Почему

спор не перешел в ссору? (Девочки смогли уступить друг другу, договориться о

дальнейшей игре.)

Обобщить

ответы детей: если во время игры возникает спор, нужно уступить, договориться

так, чтобы никому не было обидно.

Занятие №2 Тема: «К чему ведут ссоры в

игре» (5 - 6лет).

Цель:

напомнить детям о том, что ссора мешает игре и дружбе.

Занятие №3 Тема: «Правила дружной игры» (5 -6лет).

Цель: в

беседе объяснить детям, зачем нужны правила игры; учит решать спорные вопросы,

избегать ссор.

Занятие №4 Тема: «Как жить дружно, без

ссор» (5-6 лет).

Цель: в

ходе беседы вместе с детьми пытаться разобраться в причинах ссор.

 

Занятие №5 Тема: «Урок дружбы» (5 -

6лет).

Цель: в

ходе беседы напомнить детям о том, что с друзьями надо делиться.

 

 

 

 

 

 

 

Этические беседы на тему «Бережливость»

 

Занятие №1 Тема: «Берегите книгу» (5

-6лет).

Цель: в

процессе беседы объяснять детям, как следует обращаться с книгой.

Предложить

детям послушать стихотворение К. Жанэ «Братишки». Но сначала он просит детей

дать братьям имена.

Купила по

книжке братишкам. Один прочитал свою книжку. Другой разорвал свою книжку.

Купила по книжке братишкам. Но разные были братишки.

Что

сделал первый брат (имя) со своей книгой?

Что

сделал второй брат (имя) со своей книгой?

Кто из

вас поступает так же, как первый брат?

А кто

бывает иногда похож на второго брата?

Что

должен сделать брат, который разорвал свою книжку? (Привести книжку в порядок.)

Затем

предложить детям поиграть в больницу для книг.

Занятие №2 Тема: «Каждой вещи - свое

место» (5 -6лет).

Цель:

напомнить детям о бережном отношении к вещам, о том, что все вещи должны лежать

на своих местах.

Занятие №3 Тема: «Надо вещи убирать, не

придется их искать» (5-6 лет).

Цель: в

ходе беседы знакомить детей с правилами бережного отношения к вещам; напоминает

о необходимости беречь свое время.

Занятие № 4 Тема: «Неряха-замараха» (5-6

лет).

Цель: в

ходе беседы закреплять у детей навыки бережного отношения к вещам.

 

 

 

 

3. Заключение

Проблемой формирования представлений о поведенческой

культуре у детей старшего дошкольного возраста занимались многие педагоги и

психологи. Наиболее эффективным методом воспитания культуры поведения является

беседа, так как в процессе беседы взрослый не навязывает свою точку зрения, а

побуждает детей к размышлению, высказыванию собственного мнения. Дети в ходе

беседы делают правильные умозаключения, опираясь на собственный опыт и на опыт

других детей или взрослых.

Правильное формирование поведенческой культуры у детей

старшего дошкольного возраста будет эффективным только тогда, если будут

учитываться возрастные особенности детей дошкольного возраста, понимание детьми

смысла требований и правил поведения, последовательно сформирована культура

общения детей, соблюдение этических норм, подчинение требованиям взрослого, а

также развитие морального сознания.

При использовании этических бесед в процессе

формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о поведенческой

культуре необходимо учитывать особенности такие, как опора на собственный опыт

детей, их жизненные впечатления и переживания, выбор правильного поступка. А

также дети должны высказывать свои суждения и выслушивать мнения других,

отстаивать свою точку зрения. Для лучшего усвоения знаний о поведенческой

культуре беседа не должна носить назидательный характер.

 Такие беседы должны органически быть включены

в систему многообразных методов воспитания.

 Конечная цель, к которой стремится

воспитатель, в ходе этической беседы: формирование гуманной личности, таких

фундаментальных качеств, как чувство справедливости, ответственности, доброты,

готовности оказать помощь тому, кто в ней нуждается.

Если

использовать этические беседы систематически, то уровень поведенческой культуры

повысится.

 

 

Список использованной

литературы

 

1.    

Алябьева Е.А.

Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. М.: 2003. - 128с.

2.    

Архангельский

Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 1989.– 123 с.

3.    

Богданова О.С.,

Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед. М.: Просвещение, 1985. -

275 с.

4.    

Болдырев Н.И.

Нравственное воспитание дошкольников. - М.: Академия, 1999. – 56 с.

5.    

Журнал Дошкольное

воспитание. Беседы на этические темы. №4 – 1988.

6.    

Клюева Н.В.,

Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность: Популярное

пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 с.

7.    

Коджаспирова

Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед.

учеб. заведений. М.: Академия, 2001. – 176 с.

8.    

Кряжева Н.Л.

Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, 1999. – 208с.

 

                                                       

 

 

 

 

 

Просмотров: 841


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст